Общероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Исследовательская деятельность учащихся: от детского сада до вуза

Уважаемые коллеги! По техническим причинам оргкомитет не имеет возможности высылать авторские экземпляры. Полагающееся вам издание вы можете получить по адресу: Москва, ул. Донская, д.37, отдел РИД.

Пожалуйста, о своем приезде сообщайте заранее по телефону: 8 (495) 954-26-48.

Редактор-составитель – А.С. Обухов
Руководитель проекта – А.В. Леонтович
Научный консультант – В.И. Слободчиков

Сборник выпущен при поддержке:

Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь»
Московского педагогического государственного университета
Российского психологического общества
Московского регионального отделения Российского психологического общества
Федерации психологов образования России
Общероссийской детской общественной организации «Общественная Малая академия наук “Интеллект будущего”»
Департамента образования города Москвы
Московского городского педагогического университета
Московского городского психолого-педагогического университета
Университетского образовательного округа МГППУ
Московского института открытого образования
НИИ инновационных стратегий развития общего образования
Южного окружного управления Департамента образования города Москвы
Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества
Лицея № 1553 «Лицей на Донской»

Москва 2010

Содержание

Том 1. Теория и методика

Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги и перспективы конференции

Леонтович А.В., Обухов А.С. Возрастной аспект развития исследовательской деятельности: обращение к участникам конференции

Обухов А.С., Леонтович А.В. Итоги IV Общероссийской научно-практической конференции с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве»

Гладышева Е. Интервью для «РИА новости» с А.С. Обуховым «Научное творчество школьников в России не должно быть массовым, но исследовать должен уметь каждый»

Раздел 1. Деятельное содержание образования и возрастной аспект развития исследовательской деятельности учащихся

Слободчиков В.И. Понятийный строй возрастно-нормативной модели развития

Обухов А.С. Возрастной аспект развития исследовательской деятельности: от спонтанного поведения к становлению субъектности
Слободчиков В.И. Антропологический потенциал деятельностного содержания образования

Леонтович А.В.Сеть экспериментальной и инновационной деятельности по реализации модели деятельностного содержания образования

Поддьяков А.Н. Социальный конструктивизм и учебно-исследовательские Интернет-проекты

Леонтович А.В. Научно-практическое образование

Ермилин А.И., Ермилина Е.В. О соотношении познавательного и научного интереса в структуре готовности школьников к научной деятельности

Глебкин В.В. Роль интегративного подхода в научном и учебном исследовании

Щербачёва Е.Н. Методика организации познавательно-исследовательской деятельности, как способ развития деятельности учения

Сиднева А.Н. Деятельностный подход к содержанию и формированию умения учиться

Полуяхтов А.В. Роль учебно-исследовательского эксперимента в формировании естественнонаучной грамотности учащихся

Пацев А.А. Проблемы нормативно-правового обеспечения в области исследовательской деятельности учащихся

Раздел 2. Исследовательская деятельность дошкольников и младших школьников

Бородкина Н.В., Обухов А.С. Психологические особенности спонтанного исследовательского поведения дошкольников

Раздульева Е.М., Кувшинова О.М. Исследовательская деятельность как средство формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста

Смирнова П.В. Исследовательское обучение в семье как форма организации внеучебной исследовательской деятельности младшего школьника

Струнгис И.Г. Коллекционирование, как форма самостоятельного исследования детей 6 – 10 лет

Коротаева И.В. Формирование приемов понимания учебных текстов в условиях исследовательской деятельности младших школьников

Льяшева Ю.В., Обухов А.С. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников в учебно-исследовательской деятельности

Михеева С.В. Становление субъектной позиции младшего школьника в проектно-исследовательской деятельности

Верховцева Л.В. Психологические основы исследовательской деятельности как части образовательного процесса в начальной школе

Чуфенёва А.Ю. Создание условий для развития исследовательской деятельности младших школьников

Клюева О.А. Программа «Я – Маленький исследователь» — первая ступень в образовательно-развивающей системе «детский сад-школа-вуз»

Кадырова Е.П.Возможность взаимодополнения личностного, ситуационного и деятельностного подходов к организации учебных исследований учащихся через систему учебных задач на уроках в современной начальной школе

Раздел 3. Исследовательское обучение в средней и старшей школе

Ярошевич Е.Н. Теоретические основания и практические рекомендации по реализации исследовательской деятельности учащихся в школьном образовательном пространстве

Голавская Н.И. Исследовательская практика в профильном обучении старшеклассников

Бояркина В.И. Сто тысяч «Почему?» Как выявлять исследовательские задачи в предметном содержании образования

Киселев Б.А., Обухов А.С.Развитие субъектной позиции учащихся старших классов в условиях учебно-исследовательской деятельности

Киселев Б.А., Обухов А.С. Психологические особенности учащихся 7-9 классов, участвующих в исследовательской деятельности: результаты диагностики

Шелина С.Л. О некоторых особенностях реакций на фрустрирующую ситуацию у старших школьников, включенных в исследовательскую деятельность

Ткаченко Н.В. Психологический аспект опыта сопровождения исследовательских работ учащихся: работа с локальными симптомами

Макотрова Г.В. Проявления учебно-исследовательской культуры у старшеклассников и нейропедагогические условия индивидуализации ее развития

Максименко М.А. Исследовательская деятельность детей с глубоким умственным недоразвитием

Ковалькова Н.Н. Организация системы исследовательской деятельности учащихся

Ковалевская Е.В.Развитие навыков учебно-исследовательской деятельности в форме интеграции учебных предметов в рамках элективного курса

Альбицкая Н.Е. Технология развития навыков исследовательской деятельности одаренных школьников

Петренко О.Л., Пухова Л.В. Эффективность организации исследовательской деятельности учащихся

Давыдова-Мартынова Е.И. Сопроводительные материалы исследовательской деятельности учащихся: создание буклета

Раздел 4. Исследовательская деятельность в системе дополнительного образования, научных обществах, общественных организациях и объединениях

Ермилин А.И., Ермилина Е.В. Принцип дополнительности как основа становления единого пространства школьного и дополнительного научного образования

Леонтович А.В. Об основных направлениях и функциях экспериментальной деятельности в учреждении дополнительного образования детей: на примере Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества

Ритцвей Й. AMAVET Словакия: международное взаимодействие в рамках популяризации науки среди молодежи и юношества на основе двустороннего взаимодействия

Медритский С. AMAVET Чехия: национальная программа по созданию и развитию интереса детей и молодежи к научной и техническим областям в Чешской Республике

Ляшко Л.Ю., Ляшко Т.В. Научные общества учащихся: стратегии развития

Цветков А.В., Иванова Н.Г. Значение психологического анализа и контроля при работе с учебно-исследовательскими учебными группами: формирование экспедиционных команд

Раздел 5. Исследовательская деятельность в среднем и высшем профессиональном образовании

Семенов И.Н. Методология развития в Болонском процессе знаниевых компетенций и творческого потенциала как компонентов человеческого капитала

Кожекина Е.А.Организация учебно-воспитательного процесса в педагогических колледжах на основе учебно-исследовательской деятельности

Матвеева О.Г. Проблема выбора темы исследования студентами колледжа

Толстая Л.В. Формирование умения исследовательской деятельности студентов экономических специальностей СПО

Смирнова Т.М. Развитие исследовательских умений студентов факультета начальных классов при изучении естествознания

Ходоренко Е.Д. Исследовательский аспект процесса изучения и художественного осмысления произведений пластических искусств и объектов дизайна в предметной подготовке учителя начальных классов к профессиональной деятельности

Старовойт Л.В. Формирование умений и навыков проектной и исследовательской деятельности студентов в процессе обществоведческих дисциплин

Фролова А.Г. Колористико-исследовательская компетенция будущего педагога-художника

Лукина М.Г. Организация работы студентов при разработке проекта оценки воздействия на окружающую среду

Прохоренко О.Г. Патриотическое воспитание студенческой молодежи в процессе учебно-исследовательской деятельности

Белых С.Л. Формы управления знаниями в исследовательской деятельности студентов: онтологии научных понятий

Семенов И.Н. Методология проектирования последипломного образования и его рефлексивно-психологического сопровождения

Раздел 6. Методика организации исследований учащихся в гуманитарном направлении

Игнатова Е.Е. Психолого-педагогические аспекты исследовательской деятельности школьников на предметах гуманитарного цикла

Лестева Е.В. Особенности организации исследовательской деятельности учащихся юношеского возраста в области гуманитарных наук

Панова И.С. Исследовательская деятельность школьников в рамках преподавания иностранного языка в школе с углубленным изучением отдельных предметов

Ротмирова Е.А.Специфика организации исследовательской деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства

Раздел 7. Методика организации исследований учащихся в математическом и естественно-научном направлении

Чернобровкина Г.П. Организация исследовательской деятельности учащихся на обобщающих уроках  математики

Форкунова Л.В. Методика организации исследовательской работы школьников в области приложений математики

Пронина С.М. От исследовательской деятельности учащихся на уроках математики к формированию критического мышления

ЭкелекянВ.Л., ЭкелекянЛ.В. Как сделать уроки математики 5 – 7 классов более интересными и увлекательными

ЭкелекянВ.Л., ЭкелекянЛ.В. Методика преподавания некоторых основ логики в школьном курсе «Информатика» с точки зрения классической китайской арифметики

Экелекян В.Л.О методике решения пяти задач на тему «Относительность движения» в школьном курсе физики

Геворкян Л.П., Могилевский Е.И. Развитие преемственности обучения физике на переходе от старшей школы к вузу и некоторые особенности организации детского научного творчества

Нефедова Л.А. Формирование ключевых компетентностей учащихся при обучении физике

Комиссарова С.В.Применение заданий с элементами исследовательской деятельности в пространстве урока органической химии

Лебедев М.В. Подготовка учащихся к исследовательской деятельности и ее реализация по химико-экологическим проблемам

Шаронин В.О., Никулина Е.А., Хрущева А.С., Коштырева Е.В.. Путилова Т.В., Коненкова Л.А., Шаронина Ю.А. Возможности использования полевой микрографии и метода палинологической (споро-пыльцевой) биоиндикации в школьных биоэкологических исследованиях

Шаронина Ю.А., Асанов Ж.А., Коненкова Л.А., Захаров Е.В., Николаева В.Ю., Гуленков А.С., Шаронин В.О.Метод сравнительной цифровой биометрии: разработка и опыт применения технологии в школьных исследованиях по палинологической биоондикации и цитогенетической диагностике

Эгнаташвили Т.Д., Пшеничнер А.Б. Исследовательская и творческая деятельность учащихся в экологическом образовании как средство развития гармоничного отношения детей к природе

Овсянникова Н.П. Исследовательская деятельность учащихся в экологическом образовании как средство формирования экологической компетентности

Овсянникова Н.П. Тематика исследовательских работ как показатель осознания экологических проблем школьниками разного возраста

Огородникова Н.В. Исследовательская деятельность как форма организации обучения в рамках элективного курса по географии для старшеклассников, обучающихся по индивидуальным учебным планам

Аргунова Л.Ю. Исследовательская деятельность учащихся на уроках географии

Том 2. Практика и методы организации

Раздел 1. Практика исследовательского обучения: от детского сада до вуза

1.1. Детский сад и начальная школа

Парц О.С. Исследовательская деятельность как средство развития одаренности младшего школьника

Вершинина Н.А. Исследовательская деятельность как способ обогащения содержания образования

Гладилина М.И. Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования у младших школьников психологической устойчивости к трудностям в обучении

Чеченкова С.Н. Развитие познавательных способностей младших школьников как основа исследовательской деятельности

Шевцова С.П. Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Кунстман М.М. Особенности психологического сопровождения исследовательской деятельности в начальной школе

Дюжакова Л.А. Реализация технологии портфолио в начальной школе

Громова Л.А. Подготовка учащихся начальных классов к учебно-исследовательской деятельности в средней школе

1.2. Средняя и старшая школа

Семенов И.Н. Развитие рефлексивно-исследовательской конкурентоспособности учащихся как компоненты их человеческого капитала

Курмаева Т.В. Ориентационная работа в процессе предпрофильной подготовки через познавательную деятельность учащихся

Калачихина О.Д. Исследовательская деятельность учащихся как основа профессионального самоопределения личности

Муратова О.В., Батурина Н.А. Подходы к исследовательской деятельности учащихся как одному из методов активизации учебного процесса

Уляшев К.Д. Опыт организации квазиисследовательской деятельности в учебном исследовании школьников

Газизуллина Г.И.Комплексная экспедиция как ключевой элемент управления исследовательской активностью учащихся

Мякшина А.О. Формы работы по организации исследовательской деятельности учащихся в школе

Ширипова Т.В. Система организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном пространстве лицея

Новокрещенова О.В., Кожухова М.Ю. Приобщение к исследовательской деятельности школьников в условиях гимназического образования

Тарасов А.В. Школьное периодическое издание в контексте исследовательской деятельности учащихся

Балакирева Н.М. Программа курса «Основы проектной и исследовательской деятельности» для 9 класса

Пролиско Т.С. Исследовательская деятельность учащихся на примере факультатива «Юный исследователь»: содержательно-организационный аспект

Бобкина М.И. Исследовательская работа учащихся в школе полного дня

Резанова Е.А. Активизирующие технологии как одно из условий формирования навыков исследовательской работы

Каспаринская А.Ю. Интеграция основного и дополнительного образования в лицее

Деревягина Е.И., Беседина Т.Н., Жданов В.Н., Малыхин А.Ю.Организация исследовательской работы подростков на базе университета

1.3. Дополнительное образование

Анисимова Е.И. Системный подход к образовательному процессу на основе исследовательской деятельности обучающихся в реализации культурологического проекта «Культура и дети»

Рупасов С.В. Образовательная среда сектора ландшафтоведения ДНТТМ МГДД(Ю)Т: основные элементы, система взаимодействия, механизмы развития, внешние связи

Дроздова Э.А. Особенности работы в группах дополнительного образования исследовательской направленности в Доме научно-технического творчества молодежи

Крылова В.А., Полтавец Г.А. Системный подход к разработке содержания образования на примере ракетомоделирования

Пахалина Н.И., Долгополова Т.В. Из опыта организации учебно-исследовательской деятельности областного детского экологического центра города Ульяновска

Головнер В.Д. Узнать город за один день. Образовательный исследовательский проект «Журналистский спецназ» в рамках программы «Малые города России»

1.4. Научные общества учащихся, школьные музеи и творческие объединения

Зарипова В.Р. Система организации исследовательской деятельности в Научном обществе учащихся города Набережные Челны

Гордиенко И.В. Создание научного общества учащихся «Интеллект» как путь выявления одаренных детей

Шайхитдинова И.М. Научное общество учащихся — содействие становлению активной жизненной позиции

Лебедева Н.А.Исследовательская деятельность через организацию работы Научного лицейского общества

Кручинина Е.Б. Организация научных обществ учащихся в рамках проекта «Одаренные дети»

Земляненко Н.В. Исследовательские и информационные технологии в деятельности школьного научного общества

Селюк О.И. Организация исследовательской деятельности учащихся секции «Естественные науки» в рамках научного общества учащихся «Интеллект»

Гродненская Е.В. Исторический клуб «Краевед» как форма организации исследовательской деятельности учащихся

Жиганшина Н.Х. Организация поисковой и исследовательской деятельности учащихся при реализации организационного педагогического проекта «Школьный музей боевой славы»

Нестеренко Н.В. Использование материала школьного музея в учебной и внеурочной работе как средство развития навыков исследовательской деятельности учащихся

Седова Е.Ю. Исследовательский потенциал музейной педагогики в патриотическом воспитании личности

Хомиченок Ж.Г. Развитие одаренного ребенка через организацию работы гимназических СМИ

1.5. Среднее и высшее профессиональное образование

Лопаткина Т.И., Николаева Г.И. Организация исследовательской работы студентов в учреждении средне-профессионального образования

Забурьянова В.Д.Организация исследовательской деятельности студентов в колледже

Карабанова Л.Б. Творческая образовательная среда колледжа как средство развития исследовательской деятельности и повышения качества педагогических кадров

Медакова И.Ю. Исследовательская деятельность студентов в колледже — важный аспект формирования духовно-нравственной основы личности будущего профессионала

Подгорная А.К. Преемственность в формировании исследовательских умений студентов педагогических колледжей и университета

Окатьева О.В. Реализация проекта «Портфолио» — первый шаг на пути формирования навыков исследовательской деятельности первокурсников

Ивахненко В.Б., Муратова А.Т., Емельянова Т.Г. Формирование профессиональных и социальных компетенций у студентов через участие в учебно-исследовательской работе

Широкова О.М. Компетентностный подход при подготовке специалистов экономического профиля

Цыренова М.Г. Организация проектной деятельности студентов в условиях международной образовательной экспедиции

Раздел 2. Развитие педагога в области организации исследовательской деятельности учащихся

Леонтович А.В. Общественные инициативы в образовании: Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь»

Белых С.Л. Институционализация педагогического опыта управления исследовательской деятельностью в рамках общественного движения

Маньковская Е.Н. Инновационные формы работы педагога

Казеичева И.Н.Участие в исследовательской деятельности – одно из условий повышения профессионализма педагога

Евтушевская С.В. Педагогическая публикация в виртуальном сообществе — профессиональное совершенствование через организацию сетевого взаимодействия учителей

Тропина Л.Н. Конкурсные материалы педагогов как показатель активного использования исследовательской технологии в учебном процессе

Зайчиков В.М., Вознесенская И.Н. Развитие компетентностей педагогов-организаторов исследовательской деятельности учащихся

Коротенко Т.В. Подготовка педагогов к ведению исследовательской деятельности школьников в системе дополнительного образования

Жоголева Е.Е. Развитие у педагогов компетенций руководителя исследований учащихся (на примере уроков русского языка)
Обухов А.С., Смирнова А.А.Особенности проявления субъектности учителя в профессиональной деятельности в условиях исследовательского обучения

Раздел 3. Практика организации исследовательской деятельности учащихся в гуманитарном направлении

Байч С.Ю. Начала исследования на уроках истории

Карюкина Н.А. Формирование навыков исследовательской деятельности в преподавании истории

Дудко О.Л.Организация исследовательской деятельности учащихся старших классов по обществознанию

Николаева Е.И. Проектирование школьного краеведческого исследования

Поленова Н.А. Исследовательско-краеведческая деятельность в сельской школе

Логунова Л.В. Сочетание классических форм и инновационных технологий в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

Козлинская О.А., Тухватулина С.И.Организация исследовательской деятельности одаренных школьников по литературе и русскому языку

Чикрина В.А. Комплексный анализ текста как форма исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка

Благовещенская А.В.Опыт организации междисциплинарной учебно-исследовательской деятельности школьников на уроках культурологии и английского языка

Гуменник М.А. Исследовательская деятельность в обучении иностранному языку

Каверина Н.Е. Исследовательская деятельность учащихся на уроке психологии

Раздел 4. Практика организации исследовательской деятельности учащихся в математическом и естественно-научном направлении

Фоломеева Е.М. Формы исследовательской деятельности учащихся: из опыта учителя математики

Чойдонова Ж.Д. Опыт организации исследовательской деятельности учащихся в естественнонаучном направлении

Хвалько Н.Г.Исследовательская деятельность – инструмент учителя в работе с одарёнными учащимися в области физики

Чебурахина Л.М. Исследование свойств веществ как ступень объективного познания окружающего мира

Галлямова С.Н. Исследовательская деятельность учащихся в области химии на уроках и во внеурочное время

Бойченко С.В., Разинькова Е.А. Развитие исследовательских способностей учащихся на материале биологии и химии

Соловьёва О.Г. Решение задач компетентностного подхода посредством учебных исследовательских работ на примере биологии

Устюгова Е.Н. Опыт разработки и внедрения в образовательный процесс дистанционного курса «Методы математической статистики в учебном эколого-биологическом исследовании»

Арутюнян Н.П. Факультативный курс «Юный натуралист»

Пичугина И.Н. Исследовательский подход в организации индивидуальной работы с учащимися в преподавании географии

Гармаева С.Л. Формирование у старших подростков исследовательских компетенций в процессе преподавания курса «Физическая география России»

Морунов А.Г. Исследовательская деятельность в объединении «эколог-исследователь» как поддержка одаренных детей

Важенин А.А. Школьный минералогический музей как результат исследовательской деятельности учащихся в рамках элективного курса «Минералогия»

Лазарева Е.В., Парфенова А.М.Изучение гидрологических характеристик природных вод в исследовательской работе школьников: опыт экспедиции на Белое море

Головнер В.Н. Из опыта организации Межрегиональных экологических экспедиций школьников России

Алексеева И.М.Организация летней полевой практики по биологии учащихся профильных классов в лагере «Туяа»

Гимазова Е.М., Князева Е.И. Использование оборудования «Крисмас +» при организации исследовательской деятельности

Козлов А.Г. Опыт организации ученических исследований в области технических дисциплин

Раздел 5. Информационно-коммуникативные технологии в исследовательском обучении

Филиппова Е.К. Исследовательская деятельность как средство развития информационной культуры учащихся

Попова Т.С., Воронова И.К.Информационно-коммуникационные технологии в исследовательской деятельности учащихся

Корчажкина О.М. Использование ИКТ в организации поисково-исследовательской деятельности в профильной школе

Аладьина М.Е., Оломская С.В. Обработка и представление результатов исследования с использованием информационных технологий

Денисова О.В. Опыт организации работы и участия в межрегиональном сетевом учебном проекте «Национальные традиции в народных ремёслах»

Раздел 6. Методика организации и проведения конференций и конкурсов исследовательских работ учащихся

Якубовская Э.Н. Презентация и защита результатов исследования

Бабина Е.И. Проведение региональной конференции с целью развития интеллектуально-творческого потенциала младших школьников

Мешкова В.А. Организация детской научно-практической конференции ЮНИС

Цветков А.В., Зайцев М.С. Интеллектуальный экологический турнир как форма исследовательского конкурса школьников

Мельникова Е.Ю. Заочные конкурсы исследовательских работ по традиционной народной культуре как форма организации исследовательской деятельности обучающихся

Мельник А.А. Межрегиональный конкурс исследовательских работ школьников «Инструментальные исследования окружающей среды»

Белова Т.Г. Конкурс исследовательских работ учащейся молодежи и студентов Оренбуржья

Алдошина Е.В., Гарусова Н. В. Методика проведения конференции «Проблемы перехода российской системы бухгалтерского учета на международные стандарты финансовой отчетности»

Раздел 7. Метод проектов и проектная деятельность в образовании

Никитина Е.М. Проектная деятельность в образовательном процессе

Авдеева Н.В. Проектная деятельность по экологии в школе

Ширяева М.Ю., Довгопол Н.Б. Исследовательская составляющая проектной деятельности учащихся 5-х классов как средство развития их способностей и компетентностей

Козлова И.Ю. Проектная деятельность обучающихся дополнительного образования в области информационных технологий

Тимофеева С.И., Подшивалина Л.А. Проект «Энциклопедия» как средство интеграции исследовательской и проектной деятельности учащихся

Аглуллина Г.Г. Организация совместного исследовательского проекта «учитель + учащиеся + родители» на тему «Здоровье начинается с осанки!»

Арутюнова В.А. Проектная методика — одна из активных форм обучения английскому языку

Матвеева О.В. Метод проектов на уроках английского языка

Михайленко М.Г. Проектная деятельность на уроках английского языка

Кархина И.В., Кузнецова Ю.В.Иностранный язык в проектно-исследовательской деятельности