Общероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Научно-методических сборник в двух томах

«Исследовательский подход в образовании:от теории к практике»

Редактор-составитель — А. С. Обухов
Руководитель проекта — А. В. Леонтович
Научный консультант — В. И. Слободчиков

Сборник выпущен при поддержке:

Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь»
Российского психологического общества
Московского регионального отделения Российского психологического общества
Федерации психологов образования России
Общероссийской детской общественной организации «Общественная Малая академия наук „Интеллект будущего“»
Московского педагогического государственного университета
Департамента образования города Москвы
Московского городского педагогического университета
Московского городского психолого-педагогического университета
Московского института открытого образования
НИИ инновационных стратегий развития общего образования
Южного окружного управления Департамента образования города Москвы
Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества
Лицея № 1553 «Лицей на Донской»

Москва 2009

Том 1. Теория и методика

Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги и перспективы конференции

Леонтович А.В., Обухов А.С. Методика как центральная проблема развития теории и практики исследовательской деятельности учащихся

Обухов А.С., Леонтович А.В. Итоги Третьей общероссийской научно-практической конференции с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве»
Резолюция Третьей Общероссийской конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве»

Резолюция Второй конференции Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь»

Раздел 1. Методологические и организационно-содержательные проблемы исследовательского подхода в образовании

Леонтович А.В.Исследовательская школа и творческая лаборатория в образовании

Александрова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся: понятие, сущность, классификация

Шумакова Н.Б. Развитие познавательных интересов и исследовательских способностей младших школьников в системе творческого междисциплинарного обучения

Лифинцева Н.И. К проблеме смыслов исследовательской деятельности в младшем школьном возрасте

Баженова К.А. О классификациях исследовательских работ: на пути к созданию типологии

Скарбич С.Н. Сущность и компоненты исследовательских компетенций учащихся

Далингер В.А. Содержание и организация учебно-исследовательской деятельности учащихся

Ермилин А.И., Ермилина Е.В. Проблема оценки результативности исследовательской деятельности школьников: научные подходы и практика

Кравчук О.П. Путь «умение учиться – умение исследовать»

Белых С.Л. Исследовательская деятельность как ведущая образовательная технология в реализации компетентностного подхода

Зырянова И.В. Исследовательская деятельность как средство развития ключевых компетенций школьников

Перевезенцева Т.В. Образовательное пространство средней школы: возможности и пути реализации компетентностного подхода

Смолянский А.С., Ляшко Л.Ю., Сорокин Ю.А. Проектирование системы менеджмента качества учебно-исследовательской деятельности обучаемых

Рогова О.Б. Повышения уровня самоорганизации – педагогическая цель региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников

Румянцева Л.Н. Здоровьесберегающий аспект исследовательского обучения

Алисов Е.А. Потенции современного образовательного пространства в обеспечении исследовательской деятельности учащихся

Дондокова Ц.Л. Построение «живого» знания учащимися как собственного творческого опыта в исследовательской деятельности

Дондокова Ц.Л. Исследовательская деятельность как сотворчество ученика и учителя

Якубовская Э.Н. Принципы организации исследовательской работы с одарёнными детьми

Лестева Е.В. Организация педагогического сопровождения исследовательской деятельности студентов колледжа

Кузьменко Г.А. Организация исследовательской деятельности ребенка в системе детского спорта

Овчинникова Т.Н. Личностные основы развивающего обучения

Раздел 2. Психологическое и методическое сопровождение исследовательского обучения

Обухов А.С.Психологические основы исследовательской деятельности учащихся и оценка эффективности ее развития

Леонтович А.В. Оценка результативности и качества образовательного процесса, основанного на проектно-исследовательской деятельности (на примере учреждения дополнительного образования детей)

Белых С.Л. Роль неявного знания в процессе управления исследовательской деятельностью учащихся

Макотрова Г.В.Проблема развития творческого потенциала старшеклассников

Каверина Н.Е. Развитие исследовательских способностей старшеклассников

Карманчиков А.И., Лукина М.Г. Прогнозирование эффективности межличностного взаимодействия в процессе поиска решения проблемы

Мугаллимова С.Р. Эвристическая деятельность и эвристические приемы в процессе решения проблемы

Коротаева И.В. Исследовательская деятельность младших школьников как условие формирования метакогнитивных стратегий чтения

Гетманская Е.В. Метаметодический аспект современной эвристики в гуманитарном образовании

Федотова Н.А. Задача как средство развития у школьников готовности к учебно-исследовательской деятельности

Голавская Н.И. Учебный контракт как форма сопровождения исследовательской деятельности школьника

Петренко О.Л. Приемы формирования мотивации к исследовательской деятельности у учащихся

Ярошевич Е.Н. Повышение эффективности работы с одаренными детьми в области «олимпиадного» и «исследовательского» движения

Литвиненко Н.С. Методические рекомендации по организации исследовательской работы учащихся

Горелов А.С. Место и роль курса «Методология научного исследования» в образовательной программе лицея

Буковский М.Е. Программа «Юный исследователь» как инструмент организации исследовательской деятельности учащихся в образовательных учреждениях различного типа

Раздел 3. Методика организации исследований учащихся в гуманитарном направлении

Штейн А.В. Личностно-ориентированный подход в гуманитарном исследовании

Кошелева С.А. Особенности системы обучения истории и учебно-исследовательская деятельность школьников

Блохин В.С. Исследовательская деятельность учащихся по истории: от реферата до исследовательского проекта

Репинецкий С.А. Методические приёмы организации исследовательской работы школьников среднего звена в примере истории

Наумова Е.Г. Методические средства, содействующие развитию креативности учащихся на уроках истории

Блинова Н.В. Организация гуманитарных исследований учащихся в области мировой художественной культуры

Пацев А.А. Имитация судебного заседания на уроке обществознания: способ развития познавательной активности учащихся (с исследовательским компонентом)

Недосекина Н.В.Исследовательская деятельность учащихся на элективных курсах по социологии

Лавринец И.А. Кейс-технология в гуманитарных исследованиях студентов

Раздел 4. Методика организации исследований учащихся в математическом и естественно-научном направлении

Парфенова А.М. Простые измерения в исследовательской деятельности учащихся

Надеждина Н.М.Организация исследовательской работы младших школьников на факультативных занятиях по математике

Куликова И.В. Организация работы с математической моделью как метод формирования исследовательских умений у учащихся 5–6 классов

Экелекян В.Л., Экелекян Л.В. Методика преподавания элементов теории вероятностей, комбинаторики, элементов логики в 7–9-х классах общеобразовательной школы на примерах решения практических задач

Экелекян В.Л.Задача «счастливого билетика» в ракурсе комбинаторики, информатики, теории вероятностей и математической статистики

Мельникова А.А. Урок-исследование: география

Харитонов Н.П. Обучение экологическим исследованиям в системе дополнительного образования

Иванова О.М. Изучение природы – что это такое?

Лазарева Е.В., Парфенова А.М. Методика изучения загрязнения природных вод нефтью (полевые работы со школьниками)

Малафеева Е.Ф. Достоинства и недостатки использования метода биоиндикации флуктуирующей асимметрии при работе со школьниками

Смирнов И.А., Дунаев Е.А. Использование модельных объектов в исследовательской деятельности по экологии

Ихер Т.П., Шиширина Н.Е. Региональные методические пособия для школьного экологического мониторинга

Хлебосолова О.А., Зуев Н.В., Макарова О.А. Использование информационных технологий при проведении исследовательских работ по биологии

Ярошевич Е.Н. Методические рекомендации по реализации «Экспериментальной программы комплексного экологического образования на базе вариативного компонента образовательной области “Биология”»

Суслов А.Н. Организация экспериментальных исследований учащихся по программе «Экология человека» в системе дополнительного образования

Том 2. Практика и методы организации

Раздел 1. Исследовательское обучение на разных ступенях образования: от детского сада до вуза

1.1. Детский сад – начальная школа

Клюева О.А. Исследовательская деятельность как метод познания детей дошкольного возраста

Веревкин И.А., Чиженко Н.И. Поисково-исследовательская технология обучения в системе дошкольного и начального школьного образования

Чиликина Е.А. Реализация деятельного подхода в обучении через использование современных моделей: игры, дискуссии и исследования в работе с младшими школьниками

Никитина Т.Н. Инновационные формы организации образовательного процесса на основе исследовательского обучения в начальной школе

Мельникова А.В. Экспериментальная деятельность проектно-исследовательского центра «Познание» в начальной школе

Шашкина С.А. Создание психолого-педагогических условий для развития интеллектуально-творческого потенциала младших школьников

Казеичева И.Н. Исследовательская деятельность младших школьников: использование современных образовательных технологий в работе школьного психолога

Гузанова Т.В. Психологическое сопровождение лингвистических исследовательских экспедиций в начальной школе

1.2. Средняя и старшая школа

Трефилова Р.П. Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской школы

Гордиенко И.В. Исследовательская деятельность учащихся в сельской школе

Шведова Т.Н.Учебно-исследовательские работы как одно из средств развития познавательного интереса учащихся

Горба Г.В., Иванкова Е.В., Гоголева М.Я. Исследовательская деятельность в жизнетворческом пространстве школы

Давыдова-Мартынова Е.И. Внешняя атрибутика учебно-исследовательской деятельности и ее значение для сохранения исследовательского интереса у учащихся 5-6 классов

Некрасова О.С. Организация исследовательской работы учащихся МОУ СОШ № 2 г. Котельнича Кировской области в рамках программы «Взаимодействие»

Уфимцева Н.Г.Роль творческих заданий в развитии культуры мышления учащихся

1.3. Лицеи и гимназии

Шаронова Н.В., Гомулина Н.Н. Из опыта работы Московской гимназии на Юго-Западе №1543 по организации исследовательской деятельности учащихся

Байч С.Ю. Формирование исследовательской позиции в процессе обучения: опыт Сергиево-Посадской гимназии

Завада В.Ф. Из опыта работы по организации исследовательской деятельности учащихся лицея физико-математического профиля

Полуяхтов А.В. Организация исследовательской деятельности в лицее

Исупов М.В., Кострова А.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в системе работы с одаренными детьми

1.4. Дополнительное образование

Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся в Московском городском Дворце детского (юношеского) творчества

Ермилин А.И., Ермилина Е.В. Исследовательская конференция в системе дополнительного научного образования школьников

Ихер Т.П. Образовательные программы нового поколения для организации исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования

Бачурина Н.В., Клочкова Т.В. Организации учебно-исследовательской деятельности школьников в условиях летней профильной смены

Щепина Е.Л. Краевая заочная школа естественно-математических наук для одаренных детей Пермского края

Рупасов С.В., Иванова Н.Г. Организация исследовательской деятельности в группах дополнительного образования биологической и ландшафтоведческой направленности

Колесникова И.А. Опыт воспитания исследователей на Костромской областной станции юных натуралистов

1.5. Научные общества учащихся и творческие объединения

Красюк С.А. «Донская академия наук юных исследователей» – научное общество учащихся Ростовской области

Юрмашева Е.В. Организация исследовательской деятельности Молодежного научного общества г. Заречный Пензенской области

Сивцева Л.В.Организация деятельности школьного научного общества с учетом реалий школы

Шевченко О.А. Городской молодежный научный форум как средство повышения творческой активности школьников

Устюгова Е.Н. Творческая школа юных исследователей как форма работы с учащимися в области эколого-биологических дисциплин

Николаева Е.И. Туристско-краеведческое объединение школьников как форма организации исследовательской деятельности учащихся

Киселева С.В.Психологическое сопровождение учебно-исследовательской деятельности учащихся в секции НОУ «Здоровьесбережение»

Пашевич Н.Л. Развитие исследовательской деятельности одаренных школьников в НОУ

Мищенко Н.В. Школа научного роста «Союз одарённых и творческих» – одна из форм привлечения школьников к участию в исследовательской деятельности

1.6. Сетевое взаимодействие

Скрябин К.Г. Карьерная траектория: школа – вуз – научный центр и практика ее реализации в Центре «Биоинженерия» РАН

Ляшко Л.Ю.МАН «Интеллект будущего»: стратегия развития исследовательской и творческой деятельности учащихся

Федорчук И.А. Организация исследовательской деятельности школьников Ярославля в рамках городской программы «Открытие»

Левина О.Г. Российская научная конференция школьников «Открытие» и ее участники

Ихер Т.П., Шиширина Н.Е. Детское экологическое движение в Тульском регионе

Белова Т.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся в образовательном пространстве оренбургского университетского (учебного) округа

Жалагина Т.А., Шевченко Е.А., Клюева О.А. Исследовательская деятельность учащихся в образовательно-развивающей системе «детский сад – школа – вуз»

Силина В.М. Организационно-содержательные условия проведения исследовательской деятельности учащихся в городской среде

Колдина Т.Г. Организация исследовательской работы учащихся на муниципальном уровне

Голавская Н.И., Цыренова М.Г. Профильный лагерь как институциональная форма организации учебно-исследовательской деятельности старшеклассников

Зюзькевич Н.Г. Формальные аспекты выполнения учащимися исследовательских работ на кафедрах вузов и в научно-исследовательских лабораториях НИИ

Первышина Г.Г., Гоголева О.В., Макарова Л.Г. Учебно-исследовательская деятельность школьников как фактор профориентационной работы в вузе

Рогушина Н.В. Учебно-исследовательская деятельность учащихся как средство формирования ценностного отношения к наследию Русского Севера (опыт Кенозерского национального парка)

Вознесенская И.Н., Ухалова Н.Г.Социально-психологическое сопровождение участников экспериментальной площадки по реализации проектной и исследовательской деятельности учащихся

1.7. Учреждения среднего и высшего профессионального образования

Обухов А.С. Инновационная дисциплина «Психология исследовательской деятельности» для студентов педагогических вузов

Клинк Н.Ю. Роль преподавателя в формировании навыков саморазвития студентов

Горлова С.В. Исследовательская деятельность в Пермском авиационном техникуме

Дюбченко Н.Ю. Исследовательская деятельность в сфере экологии как средство формирования ключевых компетентностей студентов колледжа

Савицкий С.К., Мустафин А.Ф. Методика формирования профессиональной мобильности в процессе подготовки специалиста машиностроительного профиля

Крошкина О.А. Формирование мотивационной готовности студентов колледжа к исследовательской деятельности

Коршунова В.В. Организация исследовательской деятельности студентов ССУЗов на основе компетентностного подхода средствами информационной образовательной среды

Раздел 2. Подготовка педагогов к исследовательским методам обучения

Кручинина Е.Б. Подготовка педагогов к руководству исследовательской деятельностью школьников как фактор повышения профессионального мастерства

Михеева С.В. Образовательный проект «Я – исследователь» как механизм становления ключевых профессиональных компетенций педагогов

Молоткова Т.Л. Летняя профильная смена как тренинг педагогов, сопровождающих исследовательские работы учащихся

Шилова О.Р., Трубецкая Н.В. Конкурс исследовательских работ в контексте задачи повышения компетентности педагогов в области руководства школьными исследованиями

Лощакова О.В. Роль научного руководителя в организации исследовательской деятельности школьников (из опыта работы ЦОМР МОУ «Провинциальный колледж»)

Пронина Н.А., Устюгова Е.Н., Щепина Е.Л. Программное и методическое обеспечение курсов повышения квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми в системе дополнительного образования (эколого-биологический профиль)

Раздел 3. Практика организации исследовательского обучения в гуманитарном направлении

Мельникова Е.Ю. Исследовательская деятельность учащихся младшего школьного возраста в «Детско-юношеском центре «Школа традиционной народной культуры»

Северова Н.А. Организация исследовательско-краеведческой деятельности учащихся в школьном научном обществе

Тучак С.Л. Исследовательская работа учащихся по краеведению как средство активизации творческой деятельности

Воробьева В.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников на базе школьного краеведческого музея

Некрасова О.С. Организации исследовательской работы учащихся по историческому краеведению как средство воспитания патриотизма

Машина Н.А. Образовательная программа «Познавая смысл культуры»

Чикрина В.А. Опыт организации исследовательской деятельности учащихся по литературному краеведению на базе школьного музея

Заварзина Н.Н. Развитие исследовательских умений обучающихся на уроках географии через использование активных методов обучения

Девятова И.Ф. Исследовательские и проектные работы учащихся средних и старших классов по мировой художественной культуре

Нечаева Ю.В. Эвристическое исследование с использованием компьютерных технологий на уроке литературы

Ефремова М.А. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы и во внеурочное время

Вахитова О.В. Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении фонетики в системе развивающего обучения (Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)

Житко Е.А. Опыт развития познавательной активности учащихся по русскому языку и литературе

Коваленок Э.В. Организация исследовательской работы учащихся в рамках темы «Исследование зависимости адекватности интерпретации текста от точности перевода»

Михайлова Н.А. Организации исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы

Пухова Л.В. Обучение основным исследовательским навыкам на предметном содержании «английский язык» в рамках дополнительного образования

Безручкина О.В., Борисова Н.В. Исследовательская деятельность в области психологии как путь развития индивидуальности школьников

Раздел 4. Практика организации исследовательского обучения в естественно-научном направлении

Каменцев Л.И. Работа со школьниками в рамках изучения авторского курса сравнительной планетологии в астрономо-геофизическом клубе Юношеской Астрономической школе Петербургского Планетария в 1993-2008 годы

Пестрецов В.В.Учебно-исследовательская деятельность в области физики как средство повышения познавательной активности учащихся

Клинк Н.Ю.Об опыте организации исследовательской деятельности учащихся в области физики

Полуяхтов А.В. Исследовательский метод в обучении физике (из опыта преподавания спецкурса «Экспериментальная физика»)

Тузова А.В. Формирование исследовательских умений учащихся на занятиях по физике с использованием цифровой лаборатории «Архимед»

Шаталина А.В. Организация самостоятельных исследований учащихся при изучении кинематики

Негодяева С.Г. Практика развития исследовательской деятельности учащихся на уроках и элективном курсе по химии

Шаронина Ю.А. Исследовательская деятельность учащихся 10-х классов на уроках биологии и элективном курсе «Микроскопия и цитогенетика»

Хижнякова А.С. Пошаговое введение школьника в исследовательскую деятельность в области биологии и экологии

Трегубова О.Г. Организация школьных экспедиций на ООПТ как средство формирования экологических знаний и природоохранных умений учащихся

Черевичко А.В., Зайцева З.О. Организация исследовательской и природоохранной деятельности школьников на базе заповедника «Полистовский»

Галишева М.С. Мониторинговые исследования городской орнитофауны в условиях дополнительного образования

Вурдова И.Ф., Мещерягина С.Г.Исследовательская деятельность в системе дополнительного образования в разновозрастных группах эколого-биологической направленности

Овсянникова Н.П.Летний экологический лагерь как одна из форм комплексного экологического практикума

Федотова Н.Ю. Организация исследовательской деятельности в области экологии, краеведения и природоохранном движении

Суркова Т.В. Урок–экскурсия «Мы изучаем лес»

Угаркина А.А. Эколого-краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного географического образования

Батарова Н.А. Исследовательская деятельность школьников по экологии человека

Пичугина И.Н. Исследовательский подход к формированию здорового образа жизни учащихся (на материале курса по выбору «Мое здоровье»)

Раздел 5. Новые информационные технологии в исследовательском обучении

Гомулина Н.Н., Кулакова Е.А., Тимакина Е.С. Формирование исследовательских компетенций учащихся с помощью информационных технологий

Аладьина М.Е., Оломская С.В. Формирование информационной культуры через организацию самостоятельной деятельности

Соколова Г.А. Использование информационных технологий в естественнонаучном направлении исследовательской работы школьников

Тихая С.М. Применение ИКТ в исследовательской деятельности учащихся лицея в области истории и обществознания

Казеичева А.Е. Практическое использование информационных компьютерных технологий при обучении английскому языку в рамках исследовательской деятельности

Старикова В.В. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках программы Intel «Обучение для будущего»

Раздел 6. Метод проектов и проектные технологии в исследовательском обучении

Лачашвили Р.А., Орлова Е.В. Заметки о проектно-исследовательской деятельности

Зайцева Н.Э. Метод проектов – развитие компетенций для жителей общества знаний

Зайчиков В.М. Проектные технологии как эффективное средство реализации компетентностного подхода в образовании

Некрасова И.М. Исследовательские проекты как средство формирования социальной компетентности учащихся

Куклина Т.В. Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках общешкольных проектов

Огородникова Н.В. Исследование влияния проектной деятельности на развитие личности и формирование компетенций учащихся

Бахтинова С.Б. Тьюторский проект как возможность организации исследовательской деятельности младших школьников

Берлинова Е.М. Метод проектов в начальной школе

Брагина О.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в начальной школе гимназии «Дмитров»

Гладилина М.И. Исследовательские проекты младших школьников как условие развития познавательного отношения к миру

Хайретдинова А.М. Проектная деятельность как составляющая здоровьесберегающих образовательных технологий

Емельянова Л.И. Опыт организации проектно-исследовательской деятельности в школе

Журавлева А.В. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников

Кривых Л.А., Перлова Л.В. Проектно-исследовательская деятельность как средство становления социальной компетентности учащихся

Леонтьева А.В. Организация проектной деятельности школьников: методические рекомендации для учителей естественнонаучного цикла

Кустов Б.Б. Проектное обучение школьников как путь построения индивидуального образовательного маршрута

Мисунова С.Г.Элементы исследования на проектных уроках географии России в 8 классе

Долгополова Т.В. Организация исследовательской деятельности ГОУ ДОД областной детский экологический центр г. Ульяновска методом проектов

Закирова И.Л. Исследовательское сопровождение социально-образовательных проектов в дополнительном образовании (на примере реализации старшеклассниками клуба «Эрудит» проекта создания интеллектуальной игры «Властелин Знаний»)

Жилякова М.В. Познавательно-исследовательские проекты как составная часть социокультурного образования средствами иностранного языка

Сомова Е.В. Народный национальный костюм – источник творческого развития ребёнка