Общероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Научно-методический сборник в двух томах

«Исследовательская деятельность учащихся: теория, методика, практика организации»

Сборник можно приобрести в Интернет-магазине: http://shop.redu.ru/

Редактор-составитель — А. С. Обухов
Руководитель проекта — А. В. Леонтович
Научный консультант — В. И. Слободчиков

Сборник выпущен при поддержке:

Российского психологического общества
Московского регионального отделения Российского психологического общества
Федерации психологов образования России
Московского педагогического государственного университета
Департамента образования города Москвы
Московского института открытого образования
Московского городского психолого-педагогического университета
Института инновационных стратегий развития общего образования
Общероссийской детской общественной организации
«Общественная Малая академия наук «Интеллект будущего»
Южного окружного управления Департамента образования города Москвы
Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества
Лицея № 1553 «Лицей на Донской»

Москва 2007 

В сборник вошли основные материалы II Общероссийской научно-практической конференции с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве», прошедшей в Москве 23-25 ноября 2006 года.

Сборник разделен на два тома. В первом томе публикуются теоретические подходы и методические разработки по проблемам развития исследовательской деятельности учащихся в образовании. Обсуждаются актуальные проблемы образования в современном мире; психологические и социокультурные смыслы исследовательской деятельности; вопросы об особенностях психологического сопровождения исследовательской деятельности учащихся; педагогической и организационной поддержке развития исследовательских способностей; исследовательской деятельности как эффективного средства профессионального становления. Рассматриваются различные подходы к организации исследовательской деятельности учащихся в рамках урока и элективных курсов; представлены методические разработки, направленные на развитие исследовательской деятельности учащихся как в естественнонаучном, так и в гуманитарном образовании. В первом томе также представлены основные итоги и перспективы конференции и сообщества специалистов, объединенных идеей развития исследовательской деятельности учащихся в образовательном пространстве.

Во втором томе дан обзор практики и методов организации исследовательской деятельности учащихся на разных ступенях образования (от детского сада до старшей школы; описывается опыт организации исследовательской деятельности учащихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования; показаны примеры использования новых информационных технологий в исследовательской деятельности учащихся; представлена практика организации исследовательской деятельности учащихся в естественнонаучном и гуманитарном направлении.

Сборник интересен всем, кто задумывается о роли науки и образования в современном мире, занимается развитием исследовательской деятельности учащихся а различных предметных областях и формах организации образовательной деятельности.

Том 1. Теория и методика организации исследовательской деятельности учащихся

Исследовательская деятельность учащихся: теория, методика, практика организации: Научно-методических сборник в двух томах / Под общей редакцией А. С. Обухова. Т. 1: Теория и методика организации исследовательской деятельности учащихся. — М.: Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», 2007.

Содержание первого тома

Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги и перспективы конференции

Приветственные речи к участникам конференции

Леонтович А.В., Обухов  А.С. Расширяя единое пространство для полипрофессионального диалога с целью развития исследовательской деятельности учащихся. Обращение к участникам конференции

Обухов А.С., Павлова  Н. А. Итоги второй общероссийской научно-практической конференции с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве»

Леонтович А.В. Учредительная конференция Общероссийского движения творческих педагогов «Исследователь»

Раздел 1. Образование в современном мире

Слободчиков В.И. Антропология образования: ее возможность и действительность

Сергеева М.Г. Роль Университета в формировании школьного образования

Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся как приоритетное направление развития системы российского образования

Савенков А.И. Концепция исследовательского обучения

Калачихина О.Д. Исследовательская деятельность как основа обновления содержания образования

Москвина А.В. Духовные основания педагогической поддержки исследовательского творчества старшеклассников

Радиченко В.Б. Развитие критического мышления и самостоятельности в решении проблем как новые ориентиры образования

Клячкина Н.Л. История теории и практики дополнительного образования в России

Раздел 2. Психологические и социокультурные смыслы исследовательской деятельности

Ушаков Д.В. Интеллект и исследовательское поведение

Восс Г.-Г.У. Исследовательское учение в образовательном пространстве

Панов В.И. Становление субъекта исследовательской деятельности

Вачков И.В. Субъектный подход в исследовательской деятельности

Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся как способ развития субъектной позиции

Обухов А.С. Социокультурные детерминанты развития и торможения самостоятельной исследовательской активности

Поддьяков А.Н. Овладение методологией многофакторных исследований как направление познавательного и личностного развития

Савенков А.И. Проблема включения ребенка в самостоятельную исследовательскую деятельность

Алексеева Л.Н. Исследовательская деятельность и развертывание процессов понимания

Маркина Н.В. Феномен устремленности к границе: психологические аспекты развития исследовательской одаренности

Макотрова Г.В. Учебно-исследовательская культура как фактор творческого саморазвития школьников

Воронцова И.А. Исследовательская деятельность школьников — важнейший фактор развития предметных способностей в условиях профильного обучения

Медведева Т.Н. Особенности разноуровневых свойств интегральной индивидуальности старшеклассников в связи с направленностью их исследовательской деятельности

Мельникова А.А. Коммуникативная среда учебно-исследовательской деятельности как условие развития субъектной позиции учащихся

Федоровская Е.О., Ляшко  Л. Ю. Становление субъективного образа науки у учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью

Серов Н.В. Модель исследовательской деятельности в атомарно-трансактном анализе взаимоотношений

Бутенко Т.П. Исследовательское поведение и индивидуальные способы совладения с ситуациями социальной неопределенности

Цветков А.В. Исследовательское поведение и неофобия в современных условиях

Журбенко С.С. Возрастные особенности пантомимической психомоторной активности дошкольника

Раздел 3. Психологическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся

Юркевич В.С. Исследовательская деятельность как диагностическое средство для выявления особенностей развития школьника

Филимонова О.Г. Психологические основы развития интереса учащихся к исследовательской деятельности

Пшеничнер А.Б. Юный исследователь: поиск критериев психологического диагноза

Бичерова Е.Н. Психологическое сопровождение педагога в системе организации исследовательской деятельности учащихся

Газизов А.Х. Психодиагностическое изучение мотивации беспомощного поведения

Синицина О.В. Исследование влияния мотивации на продуктивность интеллектуальной деятельности младших школьников

Гущина Ю.И. Психологический анализ ошибок решения «косвенных» задач по математике младшим школьником

Могилева В.Н. Роль исследовательской деятельности в динамике личностных изменений участников телекоммуникационного проекта-олимпиады «Психология»

Раздел 4. Педагогическая и организационная поддержка развития исследовательской деятельности учащихся

Додонов Е.Д. Организационно-управленческая деятельность учителя в руководстве исследовательской деятельностью учащихся

Макотрова Г.В. Формирование учебно-исследовательской культуры учащихся в условиях углубленного изучения учебных дисциплин

Болдырихина В.Н., Болдырихин  В. С. Теория и практика организации исследовательской деятельности учащихся

Кононова С.Л. Задачно-целевая форма обучения исследовательской деятельности

Радиченко В.Б. Исследовательская деятельность учащихся как средство формирования компетентностей, необходимых для полноценного функционирования в обществе

Ридигер О.Н. Участие в проектной и исследовательской деятельности как условие становления позиции успешности школьника

Макарова М.Ф. Связь творческой активности и исследовательской деятельности учащихся

Матвеева Н.А. Исследовательская деятельность учащихся как средство развития творческой самостоятельности

Ильницкая И.А. Исследование как основа обучения, направленного на творческое развитие личности дошкольника

Егорова Т.А. Исследовательские способности дошкольника: сущность и специфика развития

Червинский П.Д. Проблема повышения уровня интеллектуального развития старшего дошкольника посредством развития исследовательских умений и навыков

Маньковская Е.Н. Социализация младших школьников в условиях учебно-исследовательской деятельности

Роголев А.Л. Ценностный аспект исследовательской деятельности учащихся

Ляшко Т.В. Развивающие технологии в дополнительном образовании как пропедевтика исследовательской деятельности учащихся

Петренко О.Л. Использование технологии дебатов в учебно-исследовательской деятельности учащихся

Вихорева О.А. Педагогические аспекты развития исследовательской деятельности старших подростков

Кузнецова Г.Н. Классический учитель и тьютор: кто больше нужен школьнику сегодня?

Раздел 5. Исследовательская деятельность как средство профессионального становления

Соколова О.И. Исследовательская деятельность как главное направление совершенствования высшего образования

Ивасенко А.Г., Никонова  Я. И. Исследовательская деятельность в учреждениях высшего профессионального образования

Цыганкова А.С. Поиски новых путей и технологий повышения эффективности внеучебной научно-исследовательской работы студентов в передовом педагогическом опыте 1970-1980-х годов

Куклина Е.Н. Возможности организации в вузе образовательного процесса по формированию опыта исследовательской деятельности студентов

Виницкая О.А. Исследовательская деятельность студентов в процессе самостоятельной работы

Михеева О.П. Эвристический метод обучения как форма организации исследовательской работы студентов

Лукина М.Г. Научно-методологическое образование студентов

Лестева Е.В. Организация изучения учебной дисциплины «Основы исследовательской деятельности» с применением личностно-деятельностного подхода

Лавринец И.А. Гуманитарная среда становления и развития исследовательской деятельности студентов педагогического колледжа

Тельтевская Н.В. Опыт исследовательской деятельности как показатель качества профессиональной подготовки будущих учителей

Раздульева Е.М. Развитие исследовательских способностей студентов педагогического института

Петранцова И.А. Взаимодействие теоретической и практической подготовки к исследовательской деятельности будущего учителя

Федосеева А.М. Исследовательская деятельность студентов педагогического вуза при изучении психологии как условие профессиональной успешности

Белых С.Л. Конструирование психосемантического исследования как средство формирования исследовательской позиции у студентов психологических специальностей

Серебряник Е.В. Организация исследовательской деятельности будущих социальных педагогов как условие развития способности к самообразованию

Раздел 6. Исследовательская деятельность учащихся в рамках урока и элективных курсов

Горелов А.С. Преподавание курса «Методология научного исследования» в старших классах средней школы

Глебкин В.В., Наумов  Л. А. Программа курса «Основы исследовательской деятельности»

Кожухова М.Ю. Принципы учебно-исследовательской деятельности и их отражение в программе «Основы учебного исследования»

Александрова Т.К., Лихачева  Т. В., Мчедлова  С. А. Опыт разработки спецкурса для профильного обучения «Основы исследовательской деятельности учащихся»

Цыренова М.Г. Программа курса «Основы организации исследовательской деятельности учащихся»

Зильберберг Н.И. Система работы учителя математики по включению учащихся в исследовательскую деятельность

Ротмирова Е.А. Основные характеристики исследовательского проектирования учащихся, реализуемого в условиях уроков технологии

Раздел 7. Исследовательский подход в естественнонаучном образовании

Саввичев А.С., Леонтович  А. В. Перспективы обновлений образовательной среды, работающей на повышение эффективности естественнонаучного образования

Саввичев А.С. Проектно-исследовательская позиция или содержательная компетентность в естественнонаучном образовании

Грачева Р.Г. Подходы к выбору тем и объектов для исследовательской деятельности учащихся в области наук о Земле

Гурвич Е.М. Проблемы постановки и решения геологических исследовательских задач со школьниками

Парфенова А.М. Организация исследований учащимися природных объектов: химический подход

Лазарева Е.В. Модельный подход при изучении геохимических барьеров в исследовательской деятельности школьников

Угаркина А.А. Исследовательская деятельность учащихся в обучении географии

Огородникова Н.В. Ключевые моменты организации исследовательских проектов (на примере предметной области «география»)

Огородникова Н.В. Использование технологии географического исследовательского проектирования в рамках различных профилей старшей ступени обучения

Орлова Е.В., Шаронина  Ю. А., Шаронин  В. О. К вопросу о модернизации отечественного биологического образования

Калачихина О.Д. Исследовательский подход в преподавании «школьной» биологии

Петунин О.В. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность старших школьников по биологии

Попов В.С. Реализация исследовательского подхода в рамках преподавания современных методов систематики

Алёшин С.Е. Использование технологии учебно-исследовательского обучения в преподавании предмета «Планетарная биология» в 11 классе спецшкол

Пахомова Н.Ю., Денисова  И. В. Организация предметного обучения на примере химии для формирования проектных и исследовательских умений

Харитонов Н.П. Учебно-исследовательские экспедиции эколого-биологической направленности на особо охраняемых природных территориях

Раздел 8. Исследовательский подход в гуманитарном образовании

Безрогов В.Г., Иванченко  Г. В. Культурная память как способ межгенерационной коммуникации и мировоззренческого ученичества

Пазынин В.В. Исследовательские задания на уроках русского языка

Абрамова С.В. «Организация учебно-исследовательской работы школьников по русскому языку»: дистанционный курс повышения квалификации учителей русского языка

Вилл Н.И. Учебно-исследовательские работы по лингвистической тематике

Иванова А.И. Основания и этапы организации исследовательской деятельности при обучении английскому языку делового общения

Антипова Н.Е. Биография или автобиография: неклассическое исследование личности

Мухартова Н.Е. Приемы формирования исследовательских умений на уроках истории

Цыренова М.Г. Реализация национально-регионального компонента исторического образования и проблемы исследовательской деятельности учащихся

Болд Л. Интерес к искусству как фактор исследовательской деятельности (на примере студенческой молодёжи Монголии и России)

Том 2. Практика организации исследовательской деятельности учащихся

Исследовательская деятельность учащихся: теория, методика, практика организации: Научно-методических сборник в двух томах / Под общей редакцией А. С. Обухова. Т. 2: Практика организации исследовательской деятельности учащихся. — М.: Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», 2007.

Содержание второго тома

Раздел 1. Практика и методы организации исследовательской деятельности учащихся на разных ступенях образования: от детского сада до вуза

Троицкая И.Ю. Исследовательская деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста как условие развития одаренности (психологическое сопровождение экспериментальной работы в рамках научной лаборатории «Одаренные дети» г. Арзамаса)

Комарова И.В. Исследовательская работа младших школьников: сущность и опыт организации

Нефедова Л.А., Федотова  И. Е. «А что будет, если?…» или Исследовательская деятельность младших школьников

Кузьмичева И.А. Приемы мотивации к исследованию в начальной школе

Белова Т.Г. Исследовательская деятельность учащихся в Монтессори-образовании

Ляшко Л.Ю. Эффективные формы привлечения молодежи в науку

Литвиненко Н.С. Исследовательская работа обучающихся как активная форма организации субъект-субъектных отношений в образовательном учреждении

Сарыбеков М.Н., Сыдыкназаров  М. К. Современное состояние и перспективы развития исследовательской деятельности школьников и молодых ученых в свете государственной программы развития науки в республике Казахстан

Баскаев Р.М. Работа с одаренными учащимися и исследовательская деятельность учащихся в муниципальной системе образования г. Салехарда

Логинова И.Б. Городская целевая программа «Одаренные дети» как условие развития способностей и интересов юных исследователей: итоги и перспективы

Курмаева Т.В. Мотивация к исследовательской деятельности одарённых детей города Салават

Воропанова С.И., Богачева  Е. Н. Опыт вовлечения талантливой молодежи в научную среду (на примере научно-образовательного центра г. Вологды)

Калачева Н.В. Саморазвивающаяся исследовательская деятельность как форма дополнительного научного образования учащихся

Титова Е.Ю. Организация единого исследовательского пространства (проект создания воспитательной системы «лицей — вуз»)

Кушнарев А.А., Трубецкая  Н. В. Возможности системы дополнительного образования для поддержки исследовательской деятельности учащихся в округе

Бобровницкая В.Ю. Развитие исследовательской деятельности учащихся в учреждении дополнительного образования (на примере реализации программы «Интеллектуальное творчество»)

Алексеева Е.Ю. Особенности исследовательской деятельности старшеклассников в системе дополнительного образования: этапы, мотивы, проблемы

Маркелов Е.В. Работа с индивидуальными учебными планами и система дополнительного образования школы-интерната «Интеллектуал»

Кушчетеров А.В., Михайлева  Н. М. Эффективность исследовательской деятельности учащихся в сравнении с олимпиадами

Аладьина М.Е., Оломская  С. В. Исследовательская деятельность как средство развития творческой активности учащихся

Павлов И.И. Организация исследовательской деятельности учащихся как условие развития ценностно-смысловых компетенций

Гладилина И.П. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в процессе формирования ценностных ориентаций школьника

Журавлева О.В. Особенности исследовательской деятельности учащихся на основе компетентностно-ориентированного подхода

Синягина О.П. Выполнение самостоятельных исследовательских работ старшеклассниками как способ решения актуальных задач обучения и воспитания личности

Чернышева Г.А. Основные формы и этапы организация исследовательской деятельности учащихся в лицее

Кузькин Н.П. Организация и управление исследовательской деятельностью учащихся лицея

Воронцова И.А., Терехова  Н. Л. Организация исследовательской деятельности школьников в условиях профильного обучения в общеобразовательном лицее

Гущина М.В. Экспертный совет лицея в условиях обязательного выполнения исследовательской работы

Захаренко Н.С., Третьякова  Т. П. Организация исследовательской деятельности учащихся в образовательном пространстве гимназии

Заварзина Н.Н. Исследовательская деятельность юных участников образовательного процесса гимназии

Торгашина Н.Г. Организация исследовательской работы старшеклассников в университетской гимназии

Каракчиева И.В. Исследовательская деятельность — основа организации процесса обучения в лицее-интернате

Санчаа Т.О. Исследовательская деятельность учащихся специализированного учебно-научного центра

Давыдова-Мартынова Е.И. Особенности организации исследовательской деятельности учащихся 5-6 классов: выбор и формулировки темы исследования

Роговая Т.С. Научное общество учащихся как форма организации развития исследовательской деятельности учащихся

Селюк О.И. Научное общество учащихся «Интеллект»

Лисицкая И.В., Судак  И. Г. Работа с родителями как условие успешного формирования исследовательской культуры участников образовательного процесса

Осипенко Л.Е. Организации исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской школы

Бобонова Е.Н. Научить учить себя: организация самостоятельных исследований школьников

Макаркина Н.А. Система мотивационного управления и поддержки успешности исследовательской деятельности учащихся

Вечтомова Е.Г. Управление исследовательской активностью школьников

Климович Л.А. Учитель и самостоятельные учебные исследования учащихся

Пичугина И.Н. Исследовательский подход к формированию здорового образа жизни

Сергеев А.Н. Проектно-исследовательский метод обучения: возможности личностного развития учеников

Грибенюк Г.Г. Независимое наблюдение как организационно-содержательное условие поддержки и развития детской исследовательской деятельности

Чалимова Р.А. Ломоносовские чтения: вчера, сегодня, завтра

Никитёнок И.Л. Региональный аспект в тематике проектно-исследовательских работ учащихся

Пичугина В.А. Исследовательский проект «Лента времени Школьного дома»

Раздел 2. Исследовательская деятельность учащихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования

Коловангина М.М. Пути активизации исследовательской работы студентов колледжа

Крошкина О.А. Формирование исследовательских умений студентов педагогического колледжа в ходе профессиональной практической подготовки

Борисова Л.Н., Борисов  Н. Н. Научно-исследовательская деятельность как средство и условие развития личностных и профессиональных качеств студентов и преподавателей

Иванищева Н.А. Проблемы совершенствования подготовки будущего педагога к исследовательской деятельности

Ткаченко О.В. Включенность студентов педагогических вузов в научно-исследовательскую деятельность

Татаринцева Т.И. Исследовательская деятельность студентов в рамках Программы Intel «Обучение для будущего»

Могилев А.В. Активные технологии обучения в программе Intel «Обучение для будущего»

Шатунова Л.В. Поиск форм реализации национально-регионального компонента образования в педагогическом вузе: научная проблемная группа по лингвистическому краеведению

Минева В.Г. Формирование исследовательских умений студентов в ходе преподавания экономических дисциплин

Данилина Т.Г. Метод проектов как средство подготовки экономически грамотного специалиста

Раздел 3. Новые информационные технологии в исследовательской деятельности учащихся

Николаева Т.В. Методические подходы к организации исследовательской деятельности школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий

Тыртышная М.А. Развитие информационно-коммуникативной компетентности школьников в учебной и учебно-исследовательской деятельности

Патаракин Е.Д. ВикиВики как среда для самостоятельной исследовательской деятельности учащихся

Пинский А.М. Новые формы организации исследовательской деятельности учащихся

Брыксина О.Ф. Представление результатов исследования с использованием информационных технологий

Юдина И.А. Компьютерные модели в исследовательской деятельности учащихся

Ким В.С. Компьютерное и натуральное моделирование движения тел

Пшонковская И.А. Технология моделирования текста при организации исследовательской деятельности студентов

Еремин А.В. Роль информационно-коммуникационных технологий в развитии проектно-исследовательской деятельности в вузе

Гостева И.Н. Исследовательская деятельность студентов в едином информационном образовательном пространстве

Ефремова Е.А. Информационная компетентность как фактор успешной исследовательской деятельности студентов

Кулаева С.М. Интернет-ресурсы как средство организации исследовательской деятельности студентов по иностранному языку (на примере проекта «Worth a thousand words»)

Засобина А.А., Куклина  Л. В. Влияние проектно-исследовательской деятельности студентов при освоении программы Intel «Обучение для будущего» на развитие их педагогической позиции

Жаворонкова Е.В. Использование новых информационных технологий при проведении занятий по экономике

Ушакова М.А. Информационные технологии как средство интенсификации исследовательской деятельности будущих учителей математики

Лунькова Е.Ю. Информационные технологии в исследованиях студентов по коррекционной педагогике

Зачёсова Е.В. Требования к функциональной грамотности в области информационных технологий руководителей исследований учащихся

Раздел 4. Практика организации исследовательской деятельности учащихся в естественнонаучном направлении

Саввичев А.С. Создание условий становления субъектной позиции личности в естественнонаучном образовании (на примере специализации «Биогеохимия» Лицея № 1553 «Лицей на Донской»)

Сергеева М.Г. Создание методической базы для преподавания биологии в школе III ступени на основе технологии учебно-исследовательского обучения

Дунаев Е.А., Смирнов  И. А. Формы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на примере работы Кружка юных натуралистов Зоологического музея МГУ

Шаронин В.О., Шаронина  Ю. А. Современные принципы и методы изучения отраслей биологии в современной школе с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин

Петров П.Н. Исследовательские работы учеников биологических профильных классов на полевых практиках и их продолжение в течение учебного года
Постникова Т.Ф. Исследовательская работа по биологии в общеобразовательной школе

Севрук Ю.А. Проектная деятельность школьников на территории особо охраняемых природных территориях и Движение «Друзья заповедных островов»

Кочемасова Л.А. Опыт организации социо-эколого-практической поисково-исследовательской деятельности школьников в социально-природной среде

Пашевич Н.Л. Творческая группа как средство формирование экологической культуры через исследовательскую деятельность младших школьников

Ярошевич Е.Н. Исследовательский метод в современном экологическом образовании

Кустов Б.Б. Проектный метод в системе экологического образования

Петров П.Н. Использование исследовательских подходов в преподавании спецкурса «Экология» в десятом профильном биологическом классе

Ярошевич Е.Н. Школьный экологический туризм в системе формирования основ здорового образа жизни и развития творческих способностей учащихся

Фролова Г.И. Исследовательская деятельность старшеклассников по программе «Экологический мониторинг»

Прокофьев Ю.В. Научно-исследовательская лаборатория «Экология»: из опыта работы

Серпунина Ю.О. Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках преподавания курса по выбору «Химические вещества в вашем доме»

Данилко И.М. Организация внеурочной исследовательской деятельности учащихся по географии в форме школьного географического клуба

Долгополова Т.В. Из опыта организации исследовательской деятельности областного детского экологического центра г. Ульяновска

Марков В.П. Подходы и методы организации исследовательской деятельности учащихся в естественнонаучной предметной области

Столповских О.А. Многоканальное ресурсообеспечение единого эколого-образовательного пространства в МОУ «Гимназия № 4» г. Оренбурга

Дальская Л.Т., Иванушкина  Н. П., Пенюкова  И. Б., Харитонова  Е. С. Наш заповедный островок «Коломенское»

Громыкин И.С., Гришина  Е. А., Шаронина  Е. В., Петрова  Е., Лазарев  А., Шаронина  Ю. А. Описание природного биогеоценоза участка поймы реки Ворженьга: перспектива мониторинга сукцессий под влиянием природных и антропогенных факторов

Раздел 5. Практика организации исследовательской деятельности учащихся в гуманитарном направлении

Зыкова И.М. Содержательно-организационные аспекты исследовательской деятельности старшеклассников в области истории и обществознания

Кошелева С.А. Исследовательская деятельность при изучении истории как средство повышения познавательной активности учащихся во внеурочной деятельности

Михалева Ю.А. Организация исследовательской работы в рамках гуманитарной секции Ломоносовской гимназии

Марков С.В. Археологические экспедиции клуба юных археологов «Муравей»

Заварзина Н.Н. Краеведческий подход в организации исследовательской деятельности

Мельникова Е.Ю. Формирования опыта исследовательской деятельности учащихся в Детско-юношеском центре «Школа традиционной народной культуры» г. Вологды

Захарова И.В. Повышение интереса к языку и развитие коммуникативной компетенции при использовании лингвострановедческого материала

Кирилова И.Н. Принципы подхода к формированию лингвистического учебного материала при создании исследовательской мотивации учащихся

Луконина Е.П. Исследовательская деятельность учащихся средней и старшей школы в области культуры и искусства

Кулаева Г.М. Формирование представлений о языковом эстетическом идеале в процессе исследовательской деятельности школьников на уроках русского языка

Никулочкина Н.М. Анализ стихотворения в единстве формы и содержания

Савина О.О., Смирнова  О. М. Организация исследовательской деятельности учащихся в области психолого-педагогических дисциплин