Общероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Научно-методический сборник (выпуск 1)

«Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве»

Сборник можно приобрести в Интернет-магазине: http://shop.redu.ru/?pg=01&artid=49&state=2#beg

Редактор-составитель — А. С. Обухов
Руководитель проекта — А. В. Леонтович
Научный консультант — В. И. Слободчиков

Сборник выпущен при поддержке:

Московского отделения Российского психологического общества
Секции «Развитие личности» Российского психологического общества
Департамента образования г. Москвы
Московского института открытого образования
НИИ инновационных стратегий развития общего образования
Кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета
Южного окружного управления Департамента образования г. Москвы
Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества
Лицея № 1553 «Лицей на Донской»

Москва «Народное образование», журнал «Исследовательская работа школьников» 2005 

В сборник вошли основные материалы I общероссийской научно-практической конференции с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве», прошедшей в Москве 10-11 марта 2005 года.

В содержании более ста статей раскрываются ключевые смыслы исследовательской деятельности учащихся; психология и педагогика исследовательского обучения; организационно-содержательные проблемы развития исследовательской деятельности учащихся в системе образования; принципы и методы организации исследовательской деятельности учащихся. Отдельно обсуждаются различные аспекты развития исследовательской деятельности дошкольников и младших школьников; учащихся средней и старшей школы, лицеев и гимназий, учреждений дополнительного образования, среднего и высшего профессионального образования. Раскрываются некоторые методические вопросы организации исследований учащихся в гуманитарном и естественнонаучном направлении; в эколого-биологическом образовании и природоохранном движении. Затрагивается вопрос об учебном исследовании как средстве работы с одаренными детьми.

Сборник интересен всем, кто задумывается о роли науки и образования в современном мире, занимается развитием исследовательской деятельности учащихся в различных предметных областях и формах организации образовательной деятельности.

© Народное образование, 2005.
© Журнал «Исследовательская работа школьников», 2005.
© А. С. Обухов, А. В. Леонтович, 2005.


Содержание

 

Введение

Леонтович А.В., Обухов  А. С. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции

 

Раздел 1. Смыслы исследовательской деятельности учащихся в образовании

Слободчиков В.И. Антропологический смысл исследовательской работы школьников
Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности
Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей
Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности

 

Раздел 2. Психология исследовательского обучения

Савенков А.И. Этапность учебно-исследовательского поиска ребенка

Обухов А.С. Исследовательская позиция по отношению к миру, другим, себе

Юркевич В.С. Исследовательская работа школьников: противоречия, ограничения, перспективы

Корженкова А.А. Развитие исследовательской позиции подростков в процессе исследовательской деятельности

Алексеева Л.Н. Понимание как объект исследования

Сергеева М.Г. Развитие навыков управления темпом коммуникаций

Филимонова О.Г. Самостоятельная творческая работа гимназистов в образовательном пространстве гимназии: ожидания и реальность

Носов С.С., Абдукаримов  М.Ж . Полодиморфические особенности поисковой (исследовательской) активности в процессах адаптации

Григорьева Н.Н. Гендерный подход к исследовательской деятельности учащихся в современной образовательной системе

Громова Л.А. Критерии сформированности исследовательской деятельности

 

Раздел 3. Организационно-содержательные проблемы развития исследовательской деятельности учащихся в системе образования

Леонтович А.В. Организационно-содержательные проблемы развития исследовательской деятельности учащихся

Афиногенов А.М. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве г. Москвы

Битуова Т.Р. Государственная поддержка исследовательской деятельности школьников в Республике Казахстан

Ярошевич Е.Н . Экологическое образование в системе среднего образования Беларуси через призму творческой учебно-исследовательской деятельности учащихся

Нифонтов С.А . Организационно-содержательные проблемы развития исследовательской деятельности школьников в Екатеринбурге и пути их решения

Калачихина О.Д. Исследовательская деятельность и профильное обучение

Ястребцева Е.Н. Педагогические направления программы Intel «Обучение для будущего» для развития исследовательской деятельности учащихся

Иванов Г.А. Интегративные основы организации исследовательской деятельности учащихся

Трубина С.М. Интеграция основного и дополнительного образования — необходимое условие совершенствования гимназического образования на современном этапе

Черепанова Н.Б. Из опыта организации исследовательской деятельности школьников

Эвенова О.А. Координация действий вузов края и педагогов, работающих с одаренными детьми в гимназии

Болдырева Г.Ф., Мухачева  Е. В., Санникова  О. В. О проекте школы молодого ученого

 

Раздел 4. Принципы и методы организации исследовательской деятельности учащихся

Глебкин В.В. Исследовательская деятельность в парадигме универсального образования

Прокофьева Л.Б. Технологии организации и сопровождения поисковой деятельности — путь творческого развития ученика и учителя

Шумунова Т.В. Самостоятельная творческая работа: от темы до текста (к вопросу о самоопределении учащихся в тематическом и жанровом пространстве самостоятельной творческой работы: и з опыта организации педагогического сопровождения учащихся)

Зильберберг Н.И. Исследовательская работа школьников: предпосылки, задачи, проблемы и решения

Белехов Ю.Н. Чему и как учить юного Пушкина? Или учебное исследование как средство работы с интеллектуально одаренными детьми

Зачесова Е.В. Инновационные образовательные методы как отражение тенденций современной педагогики

Данилюк А.Я., Куликовская  И. Э. Интегративные технологии обучения исследовательской деятельности

Харитонова В.А., Сорокина С.А. Модель исследовательской деятельности учащихся

Николаева Е.И., Куделькина  С. Г. Исследовательская деятельность как способ формирования толерантности у школьников

Нефедова Л.А., Ухова  Н. М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении

Колесниченко Е.В. Учебно-исследовательская деятельность учащихся как один из ведущих компонентов образовательного процесса

Павлова И.В. Некоторые факторы, определяющие эффективность формирования опыта исследовательской деятельности учащихся

Чиркова Э.Б., Никитина  Н. В., Даниленко  О. В. Особенности исследовательской деятельности учащихся в обогащенной образовательной среде с многовариантным выбором

Зачесова Е.В. Цели и задачи работы авторов исследований и их руководителей

Харитонов Н.П. Принципы и формы представления ученических исследовательских работ

Витченко Н.И., Пичушкина  И. В. Создание воспитывающей среды в муниципальном лицее посредством включения в совместную исследовательскую деятельность младших школьников и старшеклассников

Прудинский Г.А., Саттарова  Н. И. Методические аспекты обеспечения информационной безопасности образовательного процесса и научных исследований

Быховский Я.С. Мобильные технологии для школьных исследований

Заварзина Н.Н. Программа факультативного курса «Основы исследовательской деятельности»

 

Раздел 5. Исследовательская деятельность дошкольников и младших школьников

Новиков П.В. Исследовательское поведение как фактор психологического развития дошкольников

Синячкина Е.Н. Гендерные различия в исследовательском поведении дошкольников

Червинский П.Д. «Конкурс интеллектуалов» как средство развития исследовательского поведения и интеллекта дошкольников

Коростелева Е.А. Организация исследовательской деятельности младших школьников

Щенина Н.А. Организация проектно-исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста

Голубцов С.А., Голубцова  Т. М. Формирование начальных навыков технического конструирования средствами образовательных конструкторов LEGO DACTA

Гнездилова О.Н. Система комплексного сопровождения педагога, реализующего такой вид инновационной деятельности, как исследовательская практика младших школьников

 

Раздел 6. Исследовательская деятельность учащихся средней и старшей школы, лицеев и гимназий

Жильцова О.А., Кузнецова  Е. В., Пшеничная  Г. Ф., Самоненко  Ю. А. Возможности организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в средней школе

Головкина Е.Ю. Исследовательская деятельность учащихся как средство повышения мотивации к обучению учащихся средней и старшей школы

Гладилина И.П. Особенности организации учебно-исследовательской деятельности одарённых школьников в общеобразовательной школе

Останина Л.В., Останин  Е. С. Управление учебным исследованием гимназистов старших классов: из опыта работы по гуманитарному направлению в Вятской гуманитарной гимназии

Карпене Т.И. Исследовательская деятельность как основа развития познавательных способностей учащихся на примере работы НДО гимназии № 1552 ЮОУО г. Москвы

Заварзина Н.Н. Исследовательская деятельность юных участников образовательного процесса Гимназии

Куракина Т.С. Организация исследовательской работы школьников в гимназии

Милькова Е.В., Шунков  А. В. О некоторых аспектах исследовательской деятельности в общеобразовательном учреждении

Григорьян И.С. Исследовательская работа учащихся в лицее

Каверина Н.Е. Возвращение жажды поиска

Фёдорова С.Г. Проектная деятельности в школе с углубленным изучением физики и математики: из опыта работы

Корнеева Н.И. Исследовательская деятельность учащихся как шаг в становлении гражданской позиции

Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности

Хабибуллина А.Я. Новые традиции в работе со способными учащимися

Крутченко Т.И. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности одаренных учащихся

 

Раздел 7. Исследовательская деятельность в системе дополнительного образования, научных обществах, общественных организациях и объединениях

Харитонов Н.П. Исследовательская деятельность школьников в системе учреждений дополнительного образования эколого-биологической направленности

Боголюбов А.С. Деятельность Ассоциации «Экосистема» по развитию исследовательской деятельности школьников

Григал П.П., Коробкин  С. В., Пятаков  А. П., Селиверстов  А. В. Исследовательские работы школьников: опыт работы Физической летней экспериментальной школы

Рябенко И.П. Исследовательская деятельность учащихся как форма организации работы с одаренными детьми

Козырева Н.А. Исследовательская деятельность школьников в области технического творчества

Кожухова М.Ю. Научное общество учащихся как модель научной школы

Домнина О.Г. Организация «Малой научной академии» в МОУ «Лицей № 1 (физико-математический)»

Роговая Т.С. Технология развития творческих способностей детей на примере НОУ «Ритм» СШ № 4 г. Витебска

Голубцова Т.М. Развитие юношеских инициатив и воспитательной работы в молодежной среде учащихся в форме ученического научного общества «Клуб юных изобретателей» имени М. А. Пустыгина

 

Раздел 8. Исследовательская деятельность в учреждениях среднего и высшего профессионального образования

Тихонова В.Н. Проектно-исследовательская деятельность в профессиональном образовании

Максимова Е.В., Ольховская  Е. Н., Тихонова  В. Н. Портфолио как результат исследовательской деятельности при подготовке специалистов по дизайну одежды и рекламе

Раздульева Е.М. Исследовательская деятельность в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза

Смотрова И.А. Исследовательская работа студентов как форма нравственного воспитания на педагогическом факультете

Фролова П.В. Исследовательская деятельность выпускника-психолога как важный фактор дальнейшего профессионального развития

 

Раздел 9. Методика организации исследований учащихся в гуманитарном направлении

Аксенов Г.П. История науки как предмет исследовательской деятельности школьников

Кропанева Г.А. История повседневности в исследованиях старшеклассников

Михайлова Р.И. Организация исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания

Баннов И.И. Социологические исследования как элемент системы воспитания старшеклассников в монопрофильном городе

Пазынин В.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся в области русского языка: направление, проблема, тема исследования

Абрамова С.В. Организация исследовательской работы по русскому языку на факультативных занятиях: из опыта работы лингвистического кружка в физико-математическом лицее № 1511 при МИФИ

Парфёнова И.А. Воспитание творческой личности и руководство самостоятельной работой старшеклассников

Чепайтите М.В. Опыт организации школьных этнографических экспедиций

Абдрахманова Ш.М., Шакирова  Ф. М. Исследовательская деятельность по изучению родного края

Бузанакова Г.В. Роль исследовательской работы в становлении личности современного гимназиста

Демахин А.А. Технология включения элемента художественного творчества в исследовательскую деятельность учащихся в сфере гуманитарно-эстетического образования. Развитие рефлективной составляющей исследования

Болд Л. Художественная практика современных российских и монгольских студентов как средство исследования этнокультурных традиций

Совина Л.П. Проектирование как самостоятельное исследование учащегося

 

Раздел 10. Методика организации исследований учащихся в естественнонаучном направлении, эколого-биологическом образовании и природоохранном движении

Григал П.П., Пятаков  А. П., Селиверстов  А. В. Межпредметные связи в исследовательских работах школьников

Загорский В.В., Ахтямова  Г. Г., Галиева  Н. Ю. Исследовательская деятельность учащихся при решении ими задач химических олимпиад

Курышова С.А. Исследовательская деятельность школьников в рамках интегрированного курса «Химия и растения»

Серпунина Ю.О. Кафедра естественных наук как центр, объединяющий учителей, учащихся и преподавателей вузов

Синягина О.П. Проблема выбора темы в исследовательских работах старшеклассников

Скарбич С.Н. Включение учащихся в исследовательскую деятельность в процессе решения планиметрических задач

Данилова Ю.А., Полоскин  А. В. Балтийский фонд природы Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей: опыт привлечения школьников к исследовательской деятельности в природе

Боголюбов А.С. Исследовательская деятельность школьников в природе на полевых практикумах

Книжникова Е.Б., Севрук  Ю. А. Исследовательская деятельность учащихся в Движении Друзей заповедных островов

Бучарова Т.Г. Учебно-исследовательская и практическая деятельность школьников в области биологии, естествознания, экологии

Малафеева Е.Ф., Марина  А. В., Трифонова  С. Н. Опыт работы молодежного экологического центра города Арзамаса по организации исследовательской деятельности школьников

Токарева Н.Ю. Исследовательская деятельность учащихся в системе дополнительного экологического образования в Башкортостане ( на примере деятельности эколого-биологического центра Ленинского района г. Уфы)

Ярошевич Е.Н. Экологическое образование в начальной школе как звено в системе непрерывного экологического образования в средних учебных учреждениях Беларуси на базе курса по выбору «Основы экологии и биоэтики»

 

Библиография по развитию исследовательской деятельности учащихся