Общероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Информация о проведении

Проводящие организации

  • Международное движение содействия научно-техническому творчеству молодежи MILSET
  • Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь»
  • Институт образования Национального исследовательского университета Высшая школа экономики
  • Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО
  • Институт геохимии и аналитической химии им. В.И.Вернадского РАН
  • Московский городской педагогический университет
  • Федеральный институт развития образования
  • Московское региональное отделение Российского психологического общества
  • Федерация психологов образования России
  • Общероссийская детская общественная организация
  • «Общественная Малая академия наук “Интеллект будущего”»
  • ЧОУ «Хорошевская школа»
  • ГБОУ школа № 1553 имени В.И. Вернадского

Информационная поддержка:

  • журналы «Исследователь/Researcher», «Проблемы современного образования», «Химия и жизнь», «Потенциал. Химия, биология, медицина», «Дополнительное образование и воспитание»; издательский дом «1 сентября»;
  • издательский дом «1 сентября», педагогическое издательство «Национальный книжный центр»;
  • сайты www.issl.redu.ru, www.oodi.ru

IX международная научно-практическая конференция «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве»

Центральная тема конференции 2018 года: «Научно-практическое образование, исследовательское обучение, STEAM образование: новые типы образовательных ситуаций»

I конференция (2005 год) выявляла существующий спектр теоретических подходов и практик организации исследовательской деятельности учащихся, выполняла миссию объединения специалистов из разных предметных областей, теории и практики;

II конференция (2006) прошла под лозунгом выработки общей понятийной системы, задала антропологические основания исследовательской деятельности в образовании и определила ценность ее для становления субъектной позиции личности;

III конференция (2008) в центр внимания поставила проблему метода и методики организации исследовательской деятельности учащихся в различных предметных областях;

IV конференция (2009) в качестве центральной для обсуждения стала проблема возрастных особенностей развития исследовательской деятельности.

V конференция (2011) выбрала лейтмотивом проблему подготовки педагога к исследовательским методам обучения.

VI конференция (2012) прошла в ситуации введения новых ФГОСов, что и определило ее ключевую проблематику – проблема продуктивного использования исследовательской деятельности учащихся в массовой образовательной практике.

VII конференция (2014) определила центральной тему «Исследование в пространстве урока и за его пределами», как наиболее актуальная при реализации исследовательского подхода в образовании в условиях сохраняющихся форм классно-урочной системы.

VIII конференция (2016) обсуждала мировые тенденции образования в русле исследовательского обучения, был дан анализ отечественных наработок и подходов в соотнесении с международным опытом, в контексте общемировых тенденций развития образования.

IX конференция (2018) продолжает вписывать отечественный опыт исследовательского обучения в общемировые тренды развития образования, в том числе уходящие от классической классно-урочной системы.

Конференция посвящена обсуждению следующих основных проблем:

  • STEM и STEAM образование: мировые тенденции и практика в разных странах.
  • Научно-практическое образование как формат образования будущего и функции исследовательской деятельности в формировании нового содержания образования.
  • Исследовательское обучение и развитие ключевых компетентностей XXI века.
  • Исследование в пространстве урока и во внеурочное время.
  • Пути реализации ФГОС дошкольного и общего образования, программ развития универсальных учебных действий в рамках ФГОС на основе исследовательской деятельности.
  • Исследовательская деятельность в учебных курсах (основного и дополнительного образования) и в образовательных мероприятиях (конференции, экспедиции, конкурсы, выездные школы).
  • Развитие интерактивных образовательных сред в русле исследовательского подхода в образовании.
  • Место учебно-исследовательской и проектной деятельности в массовой образовательной практике.
  • Подготовка педагога к исследовательским методам обучения и руководству исследовательской деятельностью учащихся.
  • Психологические смыслы исследовательской деятельности для развития личности, становления субъектной позиции.
  • Возрастные особенности развития исследовательских способностей и исследовательской деятельности.
  • Психолого-педагогическое сопровождение развития исследовательской деятельности учащихся от детского сада до вуза.
  • Организационно-содержательные проблемы развития исследовательской деятельности в образовательном пространстве.
  • Методика организации исследовательской деятельности учащихся в различных предметных областях.

В рамках конференции планируется проведение секций:

  1. Международные программы и проекты в области исследовательского обучения.
  2. Научная составляющая школьного урока: исследовательская проблема и школьная практика.
  3. Активные формы организации исследовательской деятельности учащихся (экспедиции, конкурсы, конференции, исследовательские школы).
  4. Подготовка педагога к исследовательскому подходу в образовании.
  5. Психология исследовательского поведения и исследовательской деятельности. Психологическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся.
  6. Исследовательская деятельность дошкольников и младших школьников.
  7. Исследовательская деятельность учащихся основной и старшей школы, лицеев и гимназий.
  8. Исследовательская деятельность в системе дополнительного образования, научных обществах, общественных организациях и объединениях.
  9. Исследовательская деятельность в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
  10. Методика организации исследований учащихся в гуманитарном направлении.
  11. Методика организации исследований учащихся в естественнонаучном направлении.
  12. Методика организации исследований в области математики и информатики.
  13. Методика проведения междисциплинарных исследований.
  14. Новые информационные технологии в исследовательской деятельности учащихся.
  15. Исследовательская деятельность учащихся как средство работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Основная форма представления опыта организаций, школ, научных обществ, региональных отделений МОДИ, конкретных педагогов – постерная сессия. Постерная сессия планируется как центральное общее коммуникативное пространство конференции. На отдельных секциях планируется проблемное обсуждение докладов, отобранных или предложенных руководителями секций для дискуссии.

На круглых столах и семинарах планируется обсуждение проблем:

  • Международные программы в области исследовательской деятельности и научно-технического творчества: механизмы участия.
  • Организация региональных туров всероссийских конференций: «Я-исследователь», «Тропой открытий В.И. Вернадского», «Чтения имени В.И. Вернадского».
  • Информационно-методическое обеспечение исследовательской деятельности учащихся.

Центральное внимание будет уделено международным проектам и программам для школьников, студентов и преподавателей в области исследовательского обучения, в которых могут принять участие российские участники.

В рамках конференции будут проведены мастер-классы по методике руководства исследовательской деятельностью учащихся на разных ступенях образования: дошкольные образовательные учреждения, начальная школа, средняя школа, старшая школа, дополнительное образование, вуз. Мастер-классы будут проводиться на базе инновационных образовательных площадок города Москвы.

К конференции приурочена конференция Межрегионального общественного движения творческих педагогов «Исследователь», на которую необходимо направить полномочных представителей региональных отделений Движения.

Сроки: проведения – 8-10 февраля 2018 года; регистрации участников с 1 ноября 2017 года по 10 января 2018 года (регистрация на сайте конференции); подача материалов: для участия с докладами на конференции – в момент регистрации; для публикации без доклада – до 10 февраля 2018 года. Материалы будут рассматриваться для публикации в журналах «Исследователь/Researcher» и «Проблемы современного образования», а также в специальном сборнике в рамках библиотеки журнала.

Окончательная программа конференции будет формироваться на основе поступивших заявок.

Все материалы необходимо подать вместе с регистрацией на сайте или позже отправить по электронной почте issl@redu.ru с пометкой «Материалы на научно-практическую конференцию»).

В случае несоблюдения требований оформления материалы могут быть не приняты к рассмотрению. Оргкомитет оставляет за собой право отклонения материалов от публикации.