Общероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Резолюция V Общероссийской научно-практической конференции с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве»

(Москва, 3-5 февраля 2011)

V Общероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» прошла с 3 по 5 февраля 2010 года на базе Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества и Лицея № 1553 «Лицей на Донской». Научную координацию программы конференции осуществлял Московский педагогический государственный университет. Семинары были проведены в ГОУ Прогимназия № 1736, Лицей №1553 «Лицей на Донской», ГОУ СОШ №1373 с углубленным изучением иностранных языков, ГОУ СОШ № 1228 с углубленным изучением английского языка, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Московском городком психолого-педагогическом университете.

Учредителями конференции выступили Департамент образования города Москвы и Южное окружное управление Департамента образования города Москвы, Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь», Российское психологическое общество и Московское региональное отделение Российского психологического общества, Московский педагогический государственный университет, Федерация психологов образования России, Общероссийская детская общественная организация «Общественная Малая академия наук “Интеллект будущего”», Московский городской педагогический университет, Московский городской психолого-педагогический университет и Университетский округ МГППУ, Московский институт открытого образования, НИИ инновационных стратегий развития общего образования.

Информационная поддержка осуществлялась журналами «Исследователь/Researcher» и «Развитие личности», порталом «Сеть творческих учителей» http://it-n.ru, Интернет-сайтами www.oodi.ru, www.researcher.ru, а также www.rospsy, www.unokrug.ru, www.mgppu, журналами «Преподаватель. XXI век», «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Народное образование», «Школьные технологии», «Дополнительное образование и воспитание», «Лицейское и гимназическое образование», газетами «Первое сентября», «Школьный психолог». Сайт конференции www.issl.redu.ru

В V Общероссийской конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» приняли участие около 500 человек из 52 регионов России: Алтайский край, Амурская область, Белгородская область, Брянская область, Республика Бурятия, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатский край, Республика Карелия, Кемеровская область, Кировская область, Республика Коми, Краснодарский край, Красноярский край, Курская область, Ленинградская область, Республика Марий Эл, Москва, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Омская область, Оренбургская область, Пермский край, Приморский край, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Санкт-Петербург, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Ставропольский край, Тамбовская область, Республика Татарстан, Томская область, Тюменская область, Республика Удмуртия, Ульяновская область, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Челябинская область, Республика Чувашия, Ямало-Ненецкий автономный округ; а также представители 7 стран: Республика Беларусь, Бельгия, Италия, Латвия, Республика Казахстан, Молдова, Украина.

Была проведена III рабочая конференция Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь», на которой присутствовали представители 30 региональных отделений Движения. Были анонсированы сетевые проекты Центрального совета, вручены грамоты наиболее активно действующим отделениям Движения.

Главным лейтмотивом конференции, в контексте которого разворачивалась дискуссия, стала проблема подготовки педагога к исследовательским методам обучения. Участники конференции констатировали, что выработка навыков руководства исследовательской деятельностью учащихся у учителей и педагогов является одной из самых сложных задач. В большинстве педагогических вузов не осуществляется подготовка студентов по дисциплинам, обеспечивающим приобретение квалификации руководителя исследовательских работ школьников и использования исследования как педагогического метода работы в учебном процессе; в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров курсы, направленные на развитие навыков руководства исследованиями, представлены фрагментарно. Указанная проблема носит методологический характер, поскольку система подготовки педагогических кадров направлена, в основном, на освоение методик трансляции учебного материала, а не на освоение методов ведения и руководства исследованиями, внедрения исследования в пространство урока и других организационных форм построения образования.

Чрезвычайно важным представляется развитие общего смыслового, понятийного и инструментального пространства исследовательской деятельности, которое необходимо для согласованных действий всех участников нашего движения. Это предполагает:

  • удержание норм и традиций проведения исследования в науке (как сферы, где они были впервые выработаны; существуют и развиваются ныне) и образовании (которое требует адаптации исследовательских методов в соответствии с задачами развития личности, учета возрастно-нормативных и индивидуальных особенностей учащихся);
  • развитие многообразного и разноуровневого программно-методического обеспечения исследовательской деятельности учащихся разного возраста, склонностей, потребностей и т. д., как главного средства развития исследовательской деятельности с учащимися;
  • определение путей реализации исследовательской деятельности в новом нормативно-правовом поле – ФГОС начального и общего образования второго поколения, ФГОС третьего поколения высшего профессионального образования, Национальной инициативы «Наша новая школа», проекте Федеральной целевой программы развития образования. Поскольку эти документы активно оперируют понятием исследовательской деятельности, продвигая его в массовую образовательную практику, представляется очень важным развитие теоретически обоснованных и терминологически согласованных с этими документами направлений и форм реализации исследовательской деятельности.

В этом аспекте представляется важным развитие организационных структур, позволяющих эффективно реализовывать исследовательскую деятельность. И здесь необходимо подчеркнуть значение общественной организации – Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь», деятельность которого направлена на повышение роли институтов гражданского общества в управлении образованием, как обозначено в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». На сегодняшний день работают 54 региональных отделения Движения, в программу включены более 150 различных мероприятий, в которых принимает участие более 50000 учащихся. Повышается авторитет Движения в регионах. По инициативе региональных отделений проводятся ученические и научно-методические конференции и конкурсы, курсы повышения квалификации и ученические профильные смены. Во многих регионах эти мероприятия стали значимым направлением развития образовательных систем. На данный момент мы видим главную задачу Движения в укреплении горизонтальных содержательных связей между регионами, развитие творческих обменов, прежде всего в форме взаимного посещения мероприятий.

С целью удержания норм и традиций проведения исследования в науке и образовании, заданных предыдущими конференциями, а также развития разнообразного и разноуровневого программно-методического обеспечения исследовательской деятельности учащихся разного возраста, склонностей, потребностей и т. д.; подготовки педагогов у исследовательским методам обучения участники конференции предлагают:

В области информационного обеспечения учебно-исследовательской деятельности:

  • Продолжить публикации в журнале «Исследователь/Researcher», служащие выработке единого понятийного аппарата в области исследовательского подхода в образовании (что понимается под исследовательской деятельностью, исследовательскими умениями на уроке; чем отличается учебная задача «исследовать функцию» или «исследовать зависимость» от исследовательской деятельности в традиционно научном понимании и т.д.); раскрывающие вопросы управленческо-методического плана на тему исследовательской компетенции учителя (которая по новым квалификационным требованиям признается одной из ведущих для учителя), готовности учителей к приобретению этой компетенции в разных условиях (от сельской школы до лицея при университете) при равных требованиях к ученику (ЕГЭ). Подготовить специальные выпуски журналов по проблемам развития исследовательской деятельности дошкольников и младших школьников; психологическому сопровождению исследовательской деятельности учащихся; исследовательской деятельности учащихся в области математики; исследованию в пространстве урока и др. Продолжить выпуск номеров, отражающий опыт региональных отделений ООДИ.
  • Создать базу данных по методам диагностики результативности учебно-исследовательской деятельности, в том числе средствами ИКТ (интернет-технологий).
  • Улучшить Интернет-поддержку конференции; размещать на сайте конференции презентации докладов участников, фотографии, отчет и резолюцию конференции.
  • Развивать дистанционные формы информационно-методической поддержки педагогов: консультации, WEB-семинары, On-line-мастер-классы, курсы повышения квалификации, а также организация  On-line  трансляции Конференции.
  • Способствовать формированию позитивного, престижного образа школьников-исследователей и их руководителей с использованием СМИ.
  • Развивать сетевое коммуникативное пространство на базе технологии самоорганизующегося сетевого сообщества.

В области оценки качества учебно-исследовательской деятельности:

  • Обратить внимание на необходимость развития системы оценки качества и результативности учебно-исследовательской деятельности и предложить это сделать центральной темой следующей конференции.
  • Усилить работу по созданию методов диагностики и мониторинга психологической эффективности исследовательского подхода в образовании.

В области эколого-биологического образования:

  • Для плодотворного развития применения исследовательской образовательной технологии в школьных биологических исследованиях целесообразно дальнейшее развитие банка методик для проведения детских эколого-биологических учебных исследований в виде открытого интернет-ресурса.
  • Особое внимание обратить на методологию и методы организации и проведения детских эколого-биологических учебных исследований на базе ООПТ. Считать это направление в организации школьных экологических исследований приоритетным. Такие исследования в период летней оздоровительной компании (и других каникул) будут способствовать созданию межрегиональных связей в сфере экологического образования и воспитания, усилению взаимодействия школ и учреждений дополнительного образования с эколого-просветительскими отделами ООПТ, развивать практические взаимосвязи.
  • Одним из перспективных направлений в исследованиях на территории ООПТ считать разработку универсальных методик экспресс-работ, направленных на мониторинг состояния окружающей среды.
  • Способствовать развитию системы экспериментальной работы в области применения проектно-исследовательской образовательной технологии в экологическом образовании. Рассматривать экспериментальную деятельность как основу развития творческого потенциала педагогов и образовательных учреждений в целом.

В области развития форм и методов ведения исследовательской деятельности:

  • Зафиксировать необходимость развития форм и методов обучения в рамках классно-урочной системы, способствующих расширению применения учебно-исследовательской деятельности и выработки у учащихся исследовательский умений.
  • Поддержать сеть учреждений дополнительного образования детей как доступное пространство развития творческой и исследовательской деятельности учащихся, их индивидуальных потенциалов; особо необходимо отметить опасность перевода этой работы на платную основу.
  • Рекомендовать Оргкомитету Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского расширять сеть региональных туров и делать публичным анализ представленных отчетов региональных туров для доступности их для изучения и обобщения опыта.

В области подготовки педагогических кадров для развития исследовательского подхода в образовании:

  • Просить педагогические вузы усилить в подготовке бакалавров и магистров по направлениям педагогического и психолого-педагогического образования составляющую, направленную на подготовку к исследовательским методам обучения. Развивать систему переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и профессорско-педагогического состава педагогических вузов по проблемам исследовательского подхода в образовании.
  • Просить институты повышения квалификации и переподготовки работников образования уделять большее внимание программам повышения квалификации в области исследовательского подхода в образовании и развития исследовательской деятельности учащихся.
  • Поддержать опыт развития исследовательской деятельности учащихся и подготовки педагогов к исследовательским методам обучения в рамках университетских округов.
  • Развивать такие формы повышения профессиональной готовности педагогов к исследовательским методам обучения как: стажировка в образовательных учреждениях, имеющих обширных опыт организации исследовательской деятельности учащихся; школа педагога-исследователя (в том числе начинающего автора методических разработок); выездные семинары учителей-предметников и др..
  • Проработать вопрос о проведение выездного заседания руководителей региональных отделений ООДИ для выработки межрегиональных научно-исследовательских и методических проектов по созданию учебно-методических разработок, направленных на реализацию исследовательского подхода в преподавание отдельных предметов, психолого-педагогического сопровождения исследовательской деятельности учащихся и др.

В области управления и нормативного обеспечения исследовательской деятельности:

  • Просить Минобрнауки РФ направить в регионы письмо о необходимости поддержки работы экспертов конкурсов и конференций исследовательских работ школьников, в списках организаторов которых числятся органы управления образованием.
  • Для развития и координации работы со школьниками в области исследовательской деятельности, для организации системной работы с педагогами в этой сфере и их обучения исследовательским методам необходимо в школах, ориентированных на системную реализацию исследовательской деятельности учащихся, ввести ставки заместителей директоров по науке.
  • Выработать систему эффективного материального стимулирования руководителей исследовательских работ школьников в рамках новой системы оплаты труда, включая нормативную фиксацию размера денежных премий руководителям победителей конференций и конкурсов на уровне регионов.
  • Уделить приоритетное внимание проведению в регионах научно-методических конференций и семинаров по проблемам исследовательской деятельности учащихся.
  • Искать формы привлечения частного капитала для поддержки развития исследовательской деятельности учащихся.
  • Разработать программы предмета «Индивидуальный проект» на основе исследовательской деятельности учащихся для различных образовательных областей.

В области сопровождения талантливой молодежи и школьников, занимающихся исследовательской деятельностью:

  • Содействовать адресной поддержке победителей предварительных туров Всероссийских конкурсов – выделять учащимся средства на проезд, питание, проживание для участия во Всероссийских финальных исследовательских конкурсах, конференциях. Необходимо предусмотреть систему стипендий талантливым детям и семьям этих детей для создания соответствующей обогащённой развивающей среды.
  • Предоставлять научные лаборатории для школьников, занимающихся исследовательской деятельностью (центры коллективного пользования при вузах, научно-исследовательских институтах; школьные технопарки, оснащенные современным оборудованием).
  • Развивать и поддерживать систему научных обществ учащихся и малых академий наук, функция которых – учить добывать знания, обмениваться знаниями, порождать новое знание.
  • Создавать максимально благоприятные условия для поступления в вуз учащихся, увлеченных и проявляющих способности по выбранному направлению науки, по определённой специальности. В действующем законодательстве предусмотрены льготы для олимпиадников (победителей Всероссийских олимпиад и олимпиад школьников), но таких льгот нет для победителей Всероссийских конкурсов исследовательских работ, не предполагающих «олимпиадных заданий». Необходимо их уровнять в правах. Именно высокая продуктивной в исследовательская деятельность, а не столько способность решать олимпиадные задачи, будет способствовать развитию научного потенциала нашей страны.
  • Необходимо продолжение развития комплекса мер по поддержке престижа научной деятельности со стороны федеральных органов власти и СМИ: система мер по поддержке и поощрению молодых ученых; поддержка научных мероприятий информационными письмами, организационно и финансово; создание в СМИ образа успешного учёного, система мер по популяризации науки через лектории, фестивали науки и т.д.