Резолюция III Общероссийской конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве»

В III Общероссийской конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» приняли участие более 400 человек из 56 регионов России, а также четырех стран СНГ (Белоруссия, Казахстан, Молдавия, Украина). Конференция проходила с 14 по 16 февраля 2008 года на базе Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества, Лицея № 1553 «Лицей на Донской» ЮОУ. Семинары были проведены в Прогимназии № 1773 «Созвездие» ЮОУ, Начальной школе-детском саду № 1611 СОУ, Гимназии № 1514 ЮЗОУ, Московском химическом лицее № 1303, Московском городском педагогическом университете. Учредителями конференции выступили Департамент образования города Москвы, Московский педагогический государственный университет, Московский городской психолого-педагогический университет, Московский институт открытого образования, НИИ инновационных стратегий развития общего образования, Южное окружное управление Департамента образования города Москвы, а также общественные организации: Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь», Российское психологическое общество, Московское региональное отделение Российского психологического общества, Федерация психологов образования России, Общероссийская детская общественная организация «Общественная Малая академия наук „Интеллект будущего“».
Координацию научной программы Конференции осуществлял Московский педагогический государственный университет.
Участники Конференции отметили важнейшую тенденцию — повышение интереса к исследовательской деятельности учащихся, как в системе среднего общего образования, так и в системе дополнительного образования детей. Это обусловлено современными требованиями к качеству образования, и, как следствие — рост количества конференций и конкурсов исследовательских работ учащихся и студентов.
В этих условиях возрастает значение информационно-методического обеспечения педагогов,руководящих исследовательскими работами школьников, меняется содержание профессиональных требований к выпускникам педагогических специальностей. На переходном этапе их работа должна быть направлена на изменение репродуктивной позиции на поисковую, создание сферы взаимодействия учителя и ученика, построение уникальной образовательной среды с открытыми вопросами, а так же на снижение жестко формализованной составляющей, что в дальнейшем должно стать основой учебного процесса.
В настоящее время усиливается необходимость четко сформулировать критерии оценки качества и результативности обучения, в которых ведущее место должны занять ключевые компетенции, формирование которых наиболее эффективно в образовании, основанном на принципах исследовательской деятельности. Кроме того, сформировалась потребность в разработке требований к учебным программам школ и учреждений дополнительного образования детей, использующих элементы исследования; в конкретизации системы учета результатов исследовательских работ при итоговой и промежуточной аттестациях.
Качественное развитие исследовательской деятельности учащихся предполагает работу в трех главных направлениях:

  • акцентирование внимания на адекватном соотношении нормативной и творческой составляющей исследовательской деятельности как образовательной технологии;
  • создание оптимальных образовательных условий для развития исследовательской позиции личности;
  • усиление методического сопровождения организации исследовательской деятельности школьников с учетом уровней образования, содержания и форм организации учебного процесса.

Развитие исследовательской деятельности учащихся в современном образовательном пространстве с учетом этих трех направлениях потребует:

  • выявления социокультурных и психологических смыслов исследовательской деятельности учащихся;
  • построения оптимальных уровней и форм организации исследовательской деятельности в рамках учебного процесса с учетом возрастных особенностей учащихся;
  • формирования нового содержания педагогического образования, направленного как на развитие собственной исследовательской компетентности педагогов, так и на формирование способности к управлению исследовательской деятельностью учащихся;
  • развития системности и многоуровневости исследовательской деятельности в образовании;
  • психологического сопровождения исследовательской деятельности учащихся с учетом закономерностей развития и психологии исследовательской деятельности.

Отсутствие ясной позиции государства по данной проблеме, потребность в единой системе координации исследовательской деятельности учащихся в стране ставит вопрос о необходимости общественной поддержки этого направления. Поэтому значимым событием явилось создание Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь» (насчитывает более 50 региональных отделений). Целью данного Движения, объединившего творческих педагогов и коллективы образовательных учреждений России, является — формирование системы отношения педагогического сообщества к проблеме исследовательского обучения и влияние на политику государства в этом вопросе. Основные способы реализации данной цели: поддержка инициатив, обмен опытом, установление связей между единомышленниками.
Продуктивность работы сообщества во многом обуславливается полипрофессиональностью его членов: в него входят ученые — психологи и педагоги, задающие методологию и теорию исследовательской деятельности; ученые из различных областях естественных и гуманитарных наук, владеющие частными методиками научных исследований и способные адаптировать их для детей школьного возраста; педагоги-практики, успешно применяющие исследовательский метод обучения в детских садах, общеобразовательных школах, гимназия, лицеях, учреждениях дополнительного образования, колледжах, вузах.

Участники Конференции рекомендуют:

  • продолжить содержательную работу в рамках конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве»;
  • поддержать реализацию программы Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь»;
  • опубликовать полный отчет и материалы по итогам работы III Конференции;
  • продолжить сотрудничество с образовательными и научными учреждениями России, стран СНГ и дальнего зарубежья;
  • продолжить развитие системы информационного обмена между участниками, расширять сферу взаимодействия заинтересованных специалистов;
  • участвовать в разработке и содействовать внедрению программ высшего профессионального образования по подготовке руководителей исследовательской деятельности учащихся в педагогических вузах и институтах повышения квалификации работников образования; содействовать развитию системы дистанционного образования в этой области.

Участники конференции ходатайствуют перед Министерством образования и науки Российской Федерации в следующем:

  • довести до сведения органов управления образованием субъектов Российской Федерации настоящей Резолюции;
  • включить в Федеральную целевую программу развития образования отдельного направления по развитию исследовательской деятельности учащихся, как актуальной образовательной технологии;
  • в Национальном проекте «Образование»«в части поддержки талантливой молодежи включить в Перечень конкурсных мероприятий Всероссийский Конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского;
  • включить в План работы Академии повышения квалификации работников образования Российской Федерации, курсы повышения квалификации и переподготовки руководителей исследовательских работ школьников и студентов;
  • рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации:
    • оказывать поддержку деятельности учреждений, общественных организаций, осуществляющих работу по исследовательской деятельности учащихся; педагогам-руководителям исследовательских работ школьников.
    • оказывать информационно-аналитическое, научно-методическое обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих работу по исследовательской деятельности учащихся и студентов;
    • оказывать содействие региональным отделениям Общероссийской общественной организации творческих педагогов «Исследователь» в организации и проведении мероприятий с учащимися и студентами;
    • способствовать выявлению и распространению лучшего опыта работы образовательных учреждений по исследовательской деятельности учащихся на современном этапе;
  • рекомендовать руководителям образовательных учреждений оказывать поддержку педагогам-руководителям исследовательских работ, достигших высоких результатов во всероссийских, окружных, региональных мероприятиях по исследовательской деятельности учащихся и студентов.

Москва, 14-16 февраля 2008