Обращение к  участникам конференции

Уважаемые коллеги!

Приветствуем вас на III Общероссийской научно-практической конференции с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве»!

Конференция проводится в третий раз. На ее основе сложилось и развивается межрегиональное сообщество педагогов, успешно реализующих исследовательский подход в своей повседневной работе. В прошлом году наше стремление к взаимодействию привело к созданию Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь», в котором участвуют около 50 региональных отделений. Продуктивность сообщества во многом обуславливается полипрофессиональностью его членов: в него входят ученые — психологи и педагоги, задающие методологию и теорию исследовательской деятельности; ученые из различных областях естественных и гуманитарных наук, владеющие частными методиками научных исследований и способные адаптировать их для детей школьного возраста; педагоги-практики, успешно применяющие исследовательский метод обучения в детских садах, общеобразовательных школах, гимназия, лицеях, учреждениях дополнительного образования, колледжах, вузах. Их встреча на нашей конференции определяет ее уникальную атмосферу.
Если первая конференция, прошедшая весной 2005 года, выявляла существующий спектр теоретических подходов и практик организации исследовательской деятельности учащихся, вторая прошла под лозунгом выработки общей понятийной системы, то основополагающей темой третьей конференции выдвинута проблема методики исследовательской деятельности учащихся в различных предметных областях.

В центре нашего внимания — подготовка квалифицированных руководителей исследовательских работ школьников. Наши коллеги должны получить четкое представление о том, как организовать ученические исследования в своем классе, школе; как инновации скажутся на качестве образования, как правильно включить исследовательскую работу в учебный план школы или Дома творчества. Нередко эти вопросы вызывают трудности у преподавателей, которых учили эффективным методикам передачи предметных знаний в рамках того или иного учебного курса. Руководитель ученического исследования должен обладать особым качеством — способностью увидеть проблему, обратить на нее внимание ребенка, зажечь в нем любопытство и желание найти ответы на поставленные вопросы.

«Учитель» и «учёный» — однокоренные слова. Но, как ни странно, в современном понятийном поле они зачастую противопоставлены и разведены по своим функциям. Учёный — человек, добывающий знания. Учитель — транслирующий их, передающий учение. Такое разведение исторически сложилось и институализировалось в различные социальные сферы — науку и образование. Сейчас окружающая нас действительность и приобретаемые научные знания стали чрезвычайно быстро меняться. В функции учителя начинает вновь входить не только передача кем-то отобранного, систематизированного, структурированного и в заданной форме представленного учебного материала (при этом оставляем открытым вопрос — кем и когда решено, что именно тот или иной материал из общего культурного пласта попадает в разряд учебного материала, а другой остаётся за его пределами). В наше время актуализируется задача поставить учителя на позицию исследователя — то есть человека, активно и осознанно осуществляющего самостоятельную познавательную деятельность. Более того, в функции учителя начинает входить не просто передача ограниченного набора ЗУНов (знаний, умений, навыков), а развитие у ученика исследовательской позиции, трансляции ему норм исследовательской деятельности. При этом мы хорошо знаем, что не владеющий культурной нормой деятельности, затруднится в её целенаправленной и полноценной трансляции.
Для чего простому российскому школьнику нужно овладевать исследовательскими навыками? Думается, что вовсе не для того, чтобы быть ученым. Ведение исследования — способ развития личности, его субъектной позиции. Способность вести исследование — самое главное качество, которое позволяет человеку обрести собственную миссию в жизни, сознание того, зачем он явился в этот мир. Субъектность — вот то главное, что должно развить образование в человеке, чтобы он мог эффективно социализироваться, строить карьеру, анализировать события. Мы определяем субъектность как направленность на достижение самостоятельно поставленных целей и задач в деятельности, осуществляемой в рамках социокультурных условий, характере склонностей, способностей человека и освоенности им различных видов работы. Исследовательская деятельность учащихся, образовательная среда, поддерживающая исследовательскую деятельность — важнейшие факторы развития субъектности. Вовлечение в исследование повышает способность анализировать ситуацию, выявлять проблемные точки, ставить адекватные задачи, прогнозировать возможные последствия собственных действий.

Важнейшее место в развитии теории и практики исследовательской деятельности учащихся занимают московские образовательные учреждения. В Москве реализуется проект «Школа Будущего», в рамках которого исследовательская деятельность выступает одним из ведущих подходов к обновлению содержания образования. В рамках Городской экспериментальной площадки «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» более 50 образовательных учреждений города ведут разработку различных аспектов проблемы. Всероссийские юношеские чтения им. В.И.Вернадского ежегодно собирают более 1500 ученических работ из почти 70 регионов России.
Поступившие на эту конференцию материалы позволяют констатировать, что наша работа ведется в русле главных положений, зафиксированных в резолюциях прошлых конференций, а именно:

  • перспективность исследовательской деятельности в работе с детьми разных возрастов, с различными склонностями и способностями;
  • необходимость развития исследовательской деятельности как важнейшей подсистемы образования, требующей своего нормативного и институционального оформления;
  • становление общественных организаций, направленных на творческую работу со школьниками;
  • проведение конкурсов и конференций под эгидой Министерства образования и науки Российской Федерации;
  • необходимость развития теоретико-методологической базы; определения функций исследовательской деятельности в образовательных учреждениях различного вида;
  • информационное обеспечение системы исследовательской деятельности учащихся, развитие ее программно-методической базы, привлечение кадровых ресурсов из сферы науки с целью разработки методик и их адаптации для работы с различными контингентами учащихся;
  • необходимость развития различных форм повышения квалификации и переподготовки руководителей исследовательских работ школьников.

На конференции, помимо пленарных секционных докладов, на которых выступят как ведущие педагоги и психологи, так и известные ученые в области естественных и гуманитарных наук, будут организованы мастер-классы учителей-практиков, работающих в парадигме исследовательского обучения, а также пройдут выездные заседания в образовательные учреждения, развивающие исследовательскую деятельность учащихся.

Мы уверены, что продуктивные встречи на конференции, обмен опытом, новые идеи, высказанные коллегами, послужат импульсом к выходу на новый этап развития теории и практики исследовательской деятельности учащихся у нас в стране.

Нам важно ваше участие в нашей общей работе! Ваш опыт ценен, наработки интересны. Мы будем рады встретиться с вами на конференции!

Сопредседатели Оргкомитета
А.В. Леонтович, А. С. Обухов