Обращение к участникам

Уважаемые коллеги!

Прошло полтора года после Первой Общероссийской конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве». Большинство программных установок, идей, концептуальных разработок, сформулированных тогда, нашли свое воплощение и продолжение в работе многих образовательных учреждений не только Москвы и регионов, но и в ряде стран Содружества — Республике Беларусь, Казахстане, Украине.

Ключевыми вопросами первой конференции были — формирование единого понятийного аппарата, создание базы методик, способы решения исследовательских задач, нормативное обеспечение исследовательской деятельности, проблема учета достижений учащихся на исследовательских конференциях, при итоговой аттестации и поступлении в вуз (в частности, в форме портфолио) и многие другие.

По итогам конференции был напечатан сборник, в который вошли более 100 авторских материалов участников. Фактически в нем отразилось современное состояние исследовательской деятельности в России и ближайшем зарубежье. Сборник вызывал огромный интерес среди теоретиков и практиков образования и уже становится библиографической редкостью.

Первая конференция, по сути дела, выполнила три основных свои функции:

  1. зафиксировала состояние развития учебно-исследовательской деятельности в системе образования на тот момент, выявив ее вариативность и многоликость;
  2. стала первым масштабным выходом на концептуализацию теории и практики исследовательской деятельности учащихся в системе образования;
  3. консолидировала специалистов из разных регионов, работающих в различных предметных областях, в разных уровнях и типах образовательных учреждений, соединив их усилия с целью развития теории и практики исследовательской деятельности как эффективной формы построения образовательного пространства для развития личности.

Итоговым пожеланием участников Первой конференции стало предложение сделать ее регулярной. Оргкомитет конференции решил задать периодичность наших встреч — раз в полтора года.

Прошло полтора года. Можно отметить, что в рамках конференции активно складывается межрегиональное сообщество, ориентированное на развитие исследовательской образовательной технологии.

Данное сообщество имеет устойчивое информационное обеспечение — журнал «Исследовательская работа школьников». В прошедшем году началось издание «Библиотеки журнала «Исследовательская работа школьников» с целью публикации методик организации исследовательской деятельности в разных предметных областях. Работает ряд Интернет-ресурсов, главным из которых является портал исследовательской деятельности www.researcher.ru .

Появляются многочисленные методические разработки, дидактические материалы и учебные пособие, предназначенные для педагогов и психологов, занимающихся исследовательской работой с детьми разных возрастов. Разрабатываются и внедряются специальные учебные дисциплины в педагогических вузах по исследовательским методам обучения и психологии исследовательской деятельности учащихся. Публикуются новые монографии по психологии исследовательского поведения, психологическим основам исследовательского обучения, развитию научной деятельности учащихся.

Все чаще проходят защиты кандидатских и даже докторских диссертаций по педагогическим и психологическим наукам, посвященные изучению исследовательского поведения, субъектности познания, а также внедрению исследовательских методов обучения в практику.

Растет количество детских конференций в регионах, повышается их уровень. Знаковым событием стало создание Общероссийской детской общественной организации «Малая академия наук „Интеллект будущего“», цель которой — интеллектуальное развитие детей и молодежи. Мы уверены, что таких организаций в стране должно быть несколько с региональными отделениями и центрами. В этом случае статус нашей общей работы будет поднят на новый уровень.

Среди конференций и конкурсов исследовательских работ учащихся, которые охватывали в основном среднюю и старшую школу, появился конкурс для дошкольников и младших школьников — «Я — исследователь».

Идея исследовательской деятельности учащихся как эффективного средства развития личности на разных этапах онтогенеза активно обсуждается на проблемных семинарах научных секций «Развитие личности» и «Педагогическая психология» Российского психологического общества, а также на заседаниях Московского регионального отделения РПО. Успешно действует научно-практическая секция «Психология исследовательского обучения» в рамках Федерации психологов образования России. Проходят заседания секций в рамках ежегодной Национальной конференции «Психология образования». В рамках рабочей группы «Одаренное поколение» Общественной палаты Российской Федерации идет активное обсуждение проблематики исследовательской деятельности учащихся.

В Москве содержание и формы организации исследовательской деятельности учащихся развиваются по нескольким направлениям. Традиционным стал Городской конкурс проектных и исследовательских работ учащихся; в рамках фестиваля «Юные таланты Московии» проводится конференция «Исследовательская деятельность». Реализуется программа Городской экспериментальной площадки «Разработка модели образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся», в которую входят более 30 образовательных учреждений из семи административных округов города. В Южном округе реализуется программа развития исследовательской деятельности «Дети-исследователи».

Мы вышли на уровень создания концепции учебно-исследовательской деятельности. Постепенно выстраиваются единые методологические основания и социокультурные нормы учебно-исследовательской деятельности. Данные основания определяют антропологические смыслы исследовательской деятельности, воплощение в действительность которых может быть весьма вариативно при условии соблюдения заданных норм. Именно социокультурное нормирование исследовательской деятельности учащихся становится ключевой задачей второй конференции. Безусловно, одна конференция, пусть даже столь представительная как наша, эту задачу не решит. Значимо, чтобы мы начали целенаправленно работать во взаимодействии друг с другом в этом направлении.

Для решения поставленной задачи принципиально важна дальнейшая консолидация сообщества, развивающегося на основе конференции и других практикуемых участниками форм реализации исследовательской деятельности в Москве и регионах (научные общества, конференции, профильные лагеря, экспедиции и др.).

Немаловажна проблема разработки единого понятийного аппарата, задающего понимание ключевых целей и смыслов исследовательской деятельности учащихся, на основе чего необходимо разрабатывать вариативное методическое и дидактическое обеспечение различных форм организации исследовательского обучения.

Также необходимо привлечь внимание психологической и педагогической общественности, органов управления образованием, органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления к исследовательской деятельности учащихся, с опорой на ключевые факторы ее актуальности в сложившейся социокультурной ситуации динамично изменяющегося мира.

Дальнейшая разработка теории и методологии исследовательской деятельности учащихся подразумевает нашу совместную работу по развитию представлений о содержании учебного исследования, его результативности, качестве образовательного процесса; критериях оценки качества. Продолжает оставаться актуальным вопрос: а что же происходит с ребенком при выполнении учебного исследования? Очевидно, что здесь речь идет о становлении фундаментальных свойств личности. Их совокупность можно обозначить как субъектную позицию учащегося. Таким образом, важнейшая задача современной практики учебного исследования — разработка уровней становления субъектной позиции учащихся и методик диагностики этого становления в процессе исследовательской деятельности, а также разработки системы психологического сопровождения.

Одно из условий эффективного внедрения исследовательского подхода в систему образования — это повышение роли учреждений дополнительного образования детей, имеющих богатый опыт реализации проблемного обучения и исследовательской деятельности учащихся.

Вторая конференция стала по-настоящему международной. Представлено 55 регионов России и еще шесть стран — Беларусь, Казахстан, Украина, Монголия, Германия, Нидерланды. Это позволит нам взглянуть на проблемы исследовательского обучения с учетом региональных особенностей отечественной системы образования, а также понять специфику развитие учебно-исследовательской деятельности в России в сравнении с другими странами.

Мы надеемся, что настоящая конференция обозначит новые перспективы развития исследовательской деятельности в нашей стране, сформулирует эффективные, отвечающие нынешней социокультурной ситуации, теоретические подходы и образовательные практики, обогатит участников новыми мыслями.

Наша конференция — единое пространство для полипрофессионального диалога. Пожелаем всем нам успехов в работе! И пусть она станет новой ступенью в нашей плодотворной совместной деятельности!

А.В. Леонтович, А. С. Обухов